Раздел: Трудовое/профессиональное право
Создана: 24.02.2021 12:44
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций подготовило доработки в законопроект о поправках в федеральный закон «О связи». Основным изменением данных поправок является выведение геоданных и предоставляемых абонентам услугах из-под охраны тайны связи. В Минцифры считают, что подобная инициатива способна помочь при расследовании пропажи людей – оперативное получение информации об их последнем местонахождении может сыграть серьёзную роль в расследовании таких дел. Законопроект подготавливался долго и уже отправлялся Президентом на доработки. Новая его версия – не в последнюю очередь из-за изменения ст. 63 о тайне связи – вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Данный материал рассматривает историю законопроекта, его перспективы и общественное мнение в РФ.
История законопроекта
На самом деле рассматриваемый законопроект не является первым в плане отслеживания местоположения граждан без их согласия. Например, уже в сентябре 2018 года в Госдуме рассматривался законопроект № 546865-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)». Основной фишкой его являлось предоставление силовым структурам доступа к местонахождению граждан: «Сведения о месте нахождения радиоэлектронных средств оператора связи, с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи, и положении пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств предоставляются уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, или обеспечение безопасности Российской Федерации, без решения суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Согласно тексту законопроекта, получение сведений о передвижении и геолокации пользователя может быть получено «на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».
На момент своего рассмотрения инициатива также вызвала недовольство в обществе, и её чтение несколько раз переносилось. Так, 25 июня 2020 года В. В. Путин заявил о необходимости доработки законопроекта на встрече с членами Общественной палаты. Член Общественной палаты Григорий Сергеев, директор автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей», в рамках этой встречи тогда заявил: «Ежедневно пропадают люди в природной среде с мобильными телефонами, это десятки случаев в день. В летнее время мы зачастую успеваем, в зимнее время – нет, а у нас холодная северная страна. Вы давали поручение по решению этого вопроса, чтобы можно было определить мобильный телефон и быстро найти человека, но, к сожалению, до конца это поручение не реализовано. В Государственной Думе лежит важный для нас закон, прошедший первое чтение по этой тематике, «112» приведена в режим, когда может определять примерное местоположение, но в природной среде это работает очень неточно, и нужны новые меры». В связи с поручением разработка поправок и рассмотрение законопроекта было перенесено в примерную программу решением Государственной Думы на апрель 2021 года.
При этом подготовить доклад об актуальных изменениях было поручено до 1 ноября 2020 года.
Подготовленные поправки будут вынесены на общественное обсуждение после согласования с Минэкономики и ФСБ. Конкретный законопроект, интересующий нас, рассматривается в контексте поправок в статью 63. Он добавляет всего один пункт, кардинально меняющий применение операторами связи геолокации их пользователей: «Сведения, используемые в средствах связи, не являющихся пользовательским оборудованием (оконечным оборудованием), и содержащие данные об объемах, стоимости оказанных услуг связи, а также сведения радиоэлектронных средств оператора связи с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи, указывающие положение пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств, могут передаваться без судебного решения только по запросу органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность».
Согласно тексту законопроекта, право каждого на тайну телефонных переговоров предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на отдельных этапах её осуществления. По этой причине информацией, составляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи (детализация переговоров); для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования статьи 23 (часть 2) Конституции Российской Федерации о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения.
Данные сведения не являются тайной связи по критериям, установленным в Конституции Российской Федерации и положениях Конституционного суда, так как при современном уровне развития технологий существуют средства связи у операторов связи, не являющиеся оконечным оборудованием. Также радиоэлектронные средства оператора связи, с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети, с информацией о метаположении пользовательского оборудования абонента относительно инфраструктуры и сооружений сети связи операторов связи, доступны без решения суда только по запросу органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
Внесение предусмотренных законопроектом изменений, согласно мнению инициаторов, окажет положительное влияние на развитие оказания услуг связи в Российской Федерации, придаст им большую прозрачность и однозначность в правоприменении.
Таким образом, законопроект закрепляет за силовыми ведомствами право на запрос и получение без судебного решения местонахождения того или иного интересующего пользователя. Также стоит упомянуть о раскрытии объемов и стоимости услуг, оказанных операторами связи. Вероятнее всего, под этим подразумевается информация о вызовах с телефона абонента и их направление.

Перспективы законопроекта и реакция общественности
Замглавы Минцифры следующим образом прокомментировал обсуждаемые поправки, ссылаясь на ежегодную статистику исчезновений людей: «Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи. Операторы связи могут предоставить служебную информацию средств связи, включающую координаты абонентских устройств пропавших граждан. Однако в настоящее время координаты абонентских устройств являются тайной, соблюдение которой операторы обязаны обеспечивать. Координаты не всегда могут быть оперативно переданы в органы, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. А иногда счет идет на часы».
«Законопроект соблюдает нормы законодательства по персональным данным, так как координаты местоположения не являются персональными данными. Доработанный Минцифры законопроект направлен на рассмотрение в заинтересованные ФОИВы, затем будет представлен на общественное обсуждение», – подытожил замглавы Минцифры.
Минцифры, продвигая новый законопроект, утверждает, что предложенные в нём изменения упростят поиск пропавших людей, но в необходимости его принятия уверены не все. Например, исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев сообщил СМИ, что, получив данные о местоположении абонентов, силовики запросто смогут отследить все передвижения каждого конкретного россиянина. Дмитрий Липин, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, в свою очередь заявил, что правоохранительные органы и сейчас могут получить доступ к информации о местоположении мобильных устройств без решения суда, несмотря на то, что закон «О связи» такую возможность им не предоставляет. По его словам, данный вопрос «находится в юридически серой зоне», а Минцифры «просто хочет устранить пробел в регулировании».
Проект в нынешнем виде облегчит жизнь правоохранительных органов, поскольку для получения данных о местоположении им не нужно будет получать решения суда, говорит управляющий партнер юридической группы AVG Legal, адвокат Алексей Гавришев. Сейчас запрашивать такие данные могут органы Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Службы внешней разведки и Федеральной таможенной службы, следует из закона «Об Оперативно-разыскной деятельности». «Естественно, запрашивать подобную информацию имеют право исключительно оперативные сотрудники этих служб в рамках дел оперативного учета, при наличии обоснованной необходимости. Однако практика показывает, что по сути любой оперативный сотрудник может без всяких проблем формально обосновать необходимость получения сведений о любом лице, даже не являющимся объектом его разработки», — указывает Гавришев.
Ранее определение местонахождения лица было возможно только в случае, если пропавшим являлся несовершеннолетний и для получения данных геолокации было получено согласие его родителей / опекунов. Однако и тут процедура не являлась настолько простой, как может выглядеть. Следственные органы обязаны уведомить суд в течение 24 часов о проведении оперативно-разыскного мероприятия и получить судебное решение на это в течение 48 часов.
Также стоит отметить, что, согласно тексту законопроекта, получать такие данные смогут исключительно сотрудники следственных органов. Ранее инициатива предполагала передачу третьим лицам, например, добровольческим НКО. Одним из таких примеров можно считать НКО «Лиза Алерт», однако доступ к геолокации пропавших людей в данной версии законопроекта быть предоставлен не может.
Создана: 12.05.2021 09:15
Трудовое/профессиональное право
Одна из задач государства поддержание граждан старше трудоспособного возраста. Для этого существуют разнообразные федеральные льготные программы. Однако не всегда пенсионерам благоволят условия, и они...
Создана: 27.05.2021 15:45
Наличие земли во владении может обеспечить гражданина сельским хозяйством, позволит возводить необходимые постройки для жизнедеятельности, а также заниматься садоводством. Именно этими причинами и обу...
Создана: 15.02.2021 12:26
23 декабря произошло, пожалуй, одно из самых резонансных событий уходящего 2020 года, а именно. В статье детальнее рассмотрим признаки клеветы, ретроспективу 128.1, инициативу о лишении свободы за кле...
Создана: 25.05.2021 10:15
Финансовое/предпринимательское право
Просто так взять и стать собственником автомобиля нельзя требуется его государственная регистрация в ГИБДД, а также ежегодная плата по транспортному налогу. При этом владельцы абсолютно разных транспо...
Создана: 23.06.2021 12:10
Финансовое/предпринимательское право
Возможности потребительского кредита предоставляют гражданам шанс обзавестись интересным товаром, на который у них не хватает собственных накоплений. Однако здесь потребитель может столкнуться как с н...
Создана: 25.05.2021 10:10
Финансовое/предпринимательское право
Рынок недвижимости в последние годы развивается стахановскими темпами. Для справки: цены на первичном рынке за 2020 год выросли на 16.2%. Такая аномалия объясняется как поддержкой со стороны государст...