Раздел: Гражданское право
Создана: 04.06.2021 13:59
Мы совершаем покупки каждый день: в супермаркетах, онлайн-площадках, универмагах. При этом приобретаемые товары имеют такие признаки, как гарантия, срок службы либо срок годности. Все они по-разному влияют не только на процесс приобретения предметов, но и их использование, а также порядок возврата. «Все Адвокаты» – о гарантийных обязательствах продавца и правах покупателя во время гарантийного срока.
Содержание:
Что такое гарантийное обязательство?
Обязательство можно трактовать разными способами. Это может быть совершаемый должником комплекс действий, направленный на возмещение каких-либо средств заёмщику. А может быть и ответственность продавца за продажу определённого товара. В данной статье нас интересует второй вариант.
В настоящее время гарантийные обязательства на товар предоставляет фактически любой производитель. Данное положение регулируется Гражданским кодексом РФ, а именно – статьёй 479. Согласно нормативно-правовому документу, продаваемый покупателю товар должен соответствовать определённым требованиям, чтобы его покупка была признана законной. Так, предмет должен либо соответствовать договору купли-продажи, либо быть пригодным для целей, для которых он покупался. Однако как трактовать соответствие целям покупателя? Всё достаточно просто. Если покупатель приходит в магазин и доносит до сведения продавца, что ему требуется, например, водопроводный кран, то продавец автоматически становится обязан предоставить покупателю надлежащий товар. Если же он продаёт протекающий кран, то такие действия будут считаться нарушением условий качества товара.
Покупая определённый товар, гражданин получает гарантии качества – требования, которые должны сохраняться в течение всего гарантийного срока. Если продавец установил их вместе с этим сроком, то уже при обращении покупателя попытаться отказаться от его законных требований не получится. Однако совершенно не обязательно, чтобы отвечал по гарантийным обязательствам именно продавец. Это также может быть производитель или дистрибьютор, который ввёз товар в страну. Тут всё же стоит оговориться – делегирование ответственности за гарантийный срок не происходит просто так. Регулируется данное правило в соответствии со статьёй 19 Закона о Защите Прав Потребителей:
Отдельно разъяснения требуются для понятия гарантийного срока. Согласно Гражданскому кодексу, это такой период, в течение которого покупатель вправе предъявить претензии по каким-либо изъянам в товаре. Сюда может относиться как несоответствие заявленным требованиям эксплуатации, так и неправильное функционирование предмета. Однако что Гражданский кодекс не устанавливает, так это непосредственно длительность гарантийного срока. Срок эксплуатации регулируется в соответствии с ГОСТами и условиями договора купли-продажи. Гарантийный срок может быть установлен в следующих вариантах:
Права покупателя во время гарантийного срока
Действие гарантийного срока, который распространяется на определённый период, подразумевает, что покупатель в случае нарушения функционирования товара будет иметь право на:
Это если описывать права покупателя во время гарантийного срока вкратце. Ниже рассмотрим каждый из пунктов отдельно.
Так, согласно статье 21 ЗоЗПП, товар можно обменять на такой же. Зачем покупателю так делать? Например, он приобрёл понравившийся предмет одежды и не хочет просто так менять его на какой-либо другой либо получать затраченные средства. В таком случае он имеет право потребовать у продавца точно такую же исправную вещь без изменения ценника. Любое изменение в пользу других технических характеристик, марки или артикула влечёт за собой пересчёт и цены.
Примерно то же самое касается и случаев, когда покупатель обнаруживает, что у товара присутствует брак. Допустим, покупатель не может вернуть его из-за отсутствия подходящей замены, а делать возврат средств не хочет. В таком случае в соответствии со статьями 18 ЗоЗПП и 503 ГК РФ можно потребовать у продавца уценку товара. То есть покупатель оставляет у себя товар, но при этом получает определённый процент возврата от изначальной суммы товара.
Также в период действия гарантийного срока у покупателя имеется возможность потребовать у продавца бесплатный ремонт. Данное право обеспечивается статьёй 20 ЗоЗПП. Данный пункт предусматривает примерно ту же последовательность действий, что и при вышеперечисленных случаях: у товара обнаружился брак в процессе эксплуатации, но менять товар или совершать возврат покупатель не хочет. В таком случае можно обратиться к продавцу за бесплатным ремонтом. Потребуется в обязательном порядке задокументировать все обстоятельства обращения. Для любого товара срок ожидания ремонта составляет до 45 дней. При этом на период ремонта покупателю обязаны предоставить замену, а по окончании – повторное продление гарантии.
Статья 18 ЗоЗПП позволяет покупателю обратиться к продавцу за возвратом потраченных на товар средств. Самое главное – это совершить обращение в течение гарантийного срока. Покупатель также не обязан соглашаться на скидку, ремонт или обмен товара. В данном случае всё будет зависеть только от его желания. Для инициации возврата средств необходимо всегда интересоваться наличием гарантии на товар и сроком её длительности. При этом если гарантия отсутствует, то покупатель имеет право запросить возврат средств в течение двух лет.
Образец заявления на возврат товара
Отдельно стоит рассмотреть примеры с обращениями покупателей по технически сложным товарам. Данная категория подчиняется отдельным правилам возврата. Так, например, данный товар можно вернуть в течение 15 дней с момента приобретения. При этом не так уж важно, насколько серьёзные у товара недостатки. Покупатель имеет право потребовать не только полный возврат средств, но и осуществить бесплатный ремонт. Срок по обращению составляет 15 дней. При этом важно отметить, что если товар после гарантийного ремонта вернули позже 45 дней, то в таком случае покупатель имеет право на полный возврат средств за него. Если же товар не возвращают, а на требование возместить его полную стоимость вас игнорируют, то необходимо обращаться в Роспотребнадзор.
Ответственность за нарушение прав потребителя
Ответственность за нарушение прав потребителя может быть:
Создана: 14.10.2021 08:38
Долевое строительство достаточно распространённый способ получения недвижимости, который пользуется к тому же огромной популярностью. Однако при приёме квартиры дольщика могут ждать неприятные сюрприз...
Создана: 16.06.2025 14:21
Колесниченко Сергей Валерьевич
🔍Первая реакция любого человека протестовать можно только законными методами. 🔍Нельзя сопротивляться законным требованиям полиции или пытаться бежать. согласиться. ст. 19.3 КоАП РФ 🔍Нельзя драться,...
Создана: 20.02.2021 13:53
Неуплата задолженности кредитору со стороны заёмщика проблема достаточно распространённая и зачастую требующая решения в досудебном порядке. В таком случае будет обязательным участие адвоката в качест...
Создана: 31.10.2022 15:10
Трудовое/профессиональное право
До обширно распространившейся пандемии коронавируса Трудовой кодекс не содержал чётко прописанного регламента для вывода сотрудников на удалённый формат работы. Однако участившиеся волны эпидемии и по...
Создана: 15.02.2021 10:41
Домашнее насилие 21 тыс. зарегистрированных правонарушений в 2018 году и уже 15 тыс. в 2019. В статье разберём причины такого резкого изменения, историю домашнего насилия, прецеденты, разработку закон...
Создана: 11.05.2021 12:19
Тема домогательств на рабочем месте является крайне актуальной в современном мире. Однако ситуация с приставаниями больше переходит из крайности в крайность. Так, на Западе сформировалась правовая баз...