Гарантийные обязательства

Гарантийные обязательства

1613 просмотров

Раздел: Гражданское право

Создана: 04.06.2021 13:59

Мы совершаем покупки каждый день: в супермаркетах, онлайн-площадках, универмагах. При этом приобретаемые товары имеют такие признаки, как гарантия, срок службы либо срок годности.  Все они по-разному влияют не только на процесс приобретения предметов, но и их использование, а также порядок возврата. «Все Адвокаты» – о гарантийных обязательствах продавца и правах покупателя во время гарантийного срока.

 

Содержание:

 

  1. Что такое гарантийное обязательство?
  2. Права покупателя во время гарантийного срока
  3. Ответственность за нарушение прав потребителя

 

Что такое гарантийное обязательство?

 

Обязательство можно трактовать разными способами. Это может быть совершаемый должником комплекс действий, направленный на возмещение каких-либо средств заёмщику. А может быть и ответственность продавца за продажу определённого товара. В данной статье нас интересует второй вариант.

 

В настоящее время гарантийные обязательства на товар предоставляет фактически любой производитель. Данное положение регулируется Гражданским кодексом РФ, а именно – статьёй 479. Согласно нормативно-правовому документу, продаваемый покупателю товар должен соответствовать определённым требованиям, чтобы его покупка была признана законной. Так, предмет должен либо соответствовать договору купли-продажи, либо быть пригодным для целей, для которых он покупался. Однако как трактовать соответствие целям покупателя? Всё достаточно просто. Если покупатель приходит в магазин и доносит до сведения продавца, что ему требуется, например, водопроводный кран, то продавец автоматически становится обязан предоставить покупателю надлежащий товар. Если же он продаёт протекающий кран, то такие действия будут считаться нарушением условий качества товара.

 

Покупая определённый товар, гражданин получает гарантии качества – требования, которые должны сохраняться в течение всего гарантийного срока. Если продавец установил их вместе с этим сроком, то уже при обращении покупателя попытаться отказаться от его законных требований не получится. Однако совершенно не обязательно, чтобы отвечал по гарантийным обязательствам именно продавец. Это также может быть производитель или дистрибьютор, который ввёз товар в страну. Тут всё же стоит оговориться – делегирование ответственности за гарантийный срок не происходит просто так. Регулируется данное правило в соответствии со статьёй 19 Закона о Защите Прав Потребителей:

 

  • При отсутствии фиксированной даты продажи срок отсчёта гарантии начинается с даты изготовления, которую указывает производитель.
  • Товар может быть и сезонным. В таком случае несоответствие будет устанавливаться от даты начала эксплуатации товара. Лучшим примером для данного пункта будут являться сезонные овощи и фрукты.
  • Покупка через Интернет. Обычно при приобретении товара у онлайн-магазина дата начала гарантийного срока начинает отсчитываться от даты доставки его покупателю.
  • Одним из самых важных пунктов является то, что если производитель не поставил гарантийный срок, то его может поставить продавец. Почему может? По той причине, что это не является обязанностью. Однако вместе с этим отсутствие гарантийного срока вряд ли избавит его от ответственности. Например, покупателю будет достаточно установить наличие какого-либо дефекта, а также характер его появления ещё до того, как товар оказался у него в руках. В таком случае продавец либо изготовитель при наличии вышеуказанных доказательств со стороны покупателя понесут ответственность.

 

Отдельно разъяснения требуются для понятия гарантийного срока. Согласно Гражданскому кодексу, это такой период, в течение которого покупатель вправе предъявить претензии по каким-либо изъянам в товаре. Сюда может относиться как несоответствие заявленным требованиям эксплуатации, так и неправильное функционирование предмета. Однако что Гражданский кодекс не устанавливает, так это непосредственно длительность гарантийного срока. Срок эксплуатации регулируется в соответствии с ГОСТами и условиями договора купли-продажи. Гарантийный срок может быть установлен в следующих вариантах:

 

  • Рабочие часы. Например, если производитель установил в техническом паспорте газонокосилки 2 года гарантии, упомянув при этом, что наработка (то есть непосредственно использования объекта) не должна превышать 400 часов. Таким образом, даже если 2 года ещё не прошли, а наработка превысила отметку в 400 часов, то гарантия действовать не будет.
  • Срок безопасного хранения. В данном случае акцент делается не на условиях и времени эксплуатации, а на сроке хранения. Такой пример будет справедливым для разнообразных строительных материалов. Так, например, согласно ГОСТ Р 58272-2018, срок хранения упакованных смесей составляет не более полугода с момента изготовления.
  • Показатель выработки. В случае рассмотрения параметров выработки обычно берётся какой-либо показатель, значение которого к моменту окончания гарантийного срока должно существенно снизиться. При этом данное снижение должно быть обусловлено именно фактором эксплуатационным фактором.
  • Условия хранения, эксплуатации и прочих характеристик. Достаточно комплексный параметр, который в первую очередь зависит от того, что прописывает изготовитель в качестве гарантийного срока. Например, ГОСТ Р 52085-2003 закрепляет гарантийный срок эксплуатации опалубка: год с момента отгрузки потребителю при соблюдении норм хранения, транспортировки и эксплуатации.
  • Использование гибких гарантийных сроков. Сюда стоит отнести гибридные гарантийные сроки, окончание которых может быть привязано как к определённому периоду времени, так и к наработке товара.

 

Права покупателя во время гарантийного срока

 

Действие гарантийного срока, который распространяется на определённый период, подразумевает, что покупатель в случае нарушения функционирования товара будет иметь право на:

 

  • Расторгнуть договор купли-продажи и вместе с этим вернуть уплаченные за товар средства.
  • Соразмерно уменьшить цену на товар.
  • Заменить товар у продавца на аналогичный по функциональности и характеристикам.
  • Безвозмездно устранить дефекты силами продавца.

 

Это если описывать права покупателя во время гарантийного срока вкратце. Ниже рассмотрим каждый из пунктов отдельно.

 

Так, согласно статье 21 ЗоЗПП, товар можно обменять на такой же. Зачем покупателю так делать? Например, он приобрёл понравившийся предмет одежды и не хочет просто так менять его на какой-либо другой либо получать затраченные средства. В таком случае он имеет право потребовать у продавца точно такую же исправную вещь без изменения ценника. Любое изменение в пользу других технических характеристик, марки или артикула влечёт за собой пересчёт и цены.

 

Примерно то же самое касается и случаев, когда покупатель обнаруживает, что у товара присутствует брак. Допустим, покупатель не может вернуть его из-за отсутствия подходящей замены, а делать возврат средств не хочет. В таком случае в соответствии со статьями 18 ЗоЗПП и 503 ГК РФ можно потребовать у продавца уценку товара. То есть покупатель оставляет у себя товар, но при этом получает определённый процент возврата от изначальной суммы товара.

 

Также в период действия гарантийного срока у покупателя имеется возможность потребовать у продавца бесплатный ремонт. Данное право обеспечивается статьёй 20 ЗоЗПП. Данный пункт предусматривает примерно ту же последовательность действий, что и при вышеперечисленных случаях: у товара обнаружился брак в процессе эксплуатации, но менять товар или совершать возврат покупатель не хочет. В таком случае можно обратиться к продавцу за бесплатным ремонтом. Потребуется в обязательном порядке задокументировать все обстоятельства обращения. Для любого товара срок ожидания ремонта составляет до 45 дней. При этом на период ремонта покупателю обязаны предоставить замену, а по окончании – повторное продление гарантии.

 

Статья 18 ЗоЗПП позволяет покупателю обратиться к продавцу за возвратом потраченных на товар средств. Самое главное – это совершить обращение в течение гарантийного срока. Покупатель также не обязан соглашаться на скидку, ремонт или обмен товара. В данном случае всё будет зависеть только от его желания. Для инициации возврата средств необходимо всегда интересоваться наличием гарантии на товар и сроком её длительности. При этом если гарантия отсутствует, то покупатель имеет право запросить возврат средств в течение двух лет.

 

Образец заявления на возврат товара

Образец заявления на возврат товара

 

Отдельно стоит рассмотреть примеры с обращениями покупателей по технически сложным товарам. Данная категория подчиняется отдельным правилам возврата. Так, например, данный товар можно вернуть в течение 15 дней с момента приобретения. При этом не так уж важно, насколько серьёзные у товара недостатки. Покупатель имеет право потребовать не только полный возврат средств, но и осуществить бесплатный ремонт. Срок по обращению составляет 15 дней. При этом важно отметить, что если товар после гарантийного ремонта вернули позже 45 дней, то в таком случае покупатель имеет право на полный возврат средств за него. Если же товар не возвращают, а на требование возместить его полную стоимость вас игнорируют, то необходимо обращаться в Роспотребнадзор.

 

Ответственность за нарушение прав потребителя

 

Ответственность за нарушение прав потребителя может быть:

 

  • Гражданско-правовая   
    • Убытки (статьи 18 и 29 ЗоЗПП). Сюда относятся покупка бракованной вещи, потеря или порча предмета, неправильное описание товара, отсутствие возможностей оплаты.
    • Моральный вред (статья 15 ЗоЗПП). Данное возмещение полагается покупателю за нарушение каких-либо условий для покупки продавцом.
    • Пени (статьи 23 и 28 ЗоЗПП). Продавец либо производитель платят пени покупателю, если возврат денег или товара не произошёл в установленные сроки, покупка не была доставлена в указанный день и время, не была выполнена в срок доработка.
    • Штраф (статья 13 ЗоЗПП). Если клиент обращался к продавцу, изготовителю или агрегатору с денежным требованием, получил отказ, но суд встал на его сторону, ответчик платит штраф в размере половины присужденного.
  • Административная
    • Товар не соответствует образцам по качеству. Работы и услуги не по ГОСТам и техрегламентам — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей для ИП, от 20 тыс. до 30 тыс. рублей для организаций. При повторном нарушении штрафы выше в полтора раза плюс конфискация товара — ст. 14.4 КоАП РФ.
    • Обвешивание и обсчёт клиента — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей для ИП, от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для организаций — ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.
    • Обман о свойствах и качестве товара в целях продажи — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей для ИП, от 100 тыс. до 500 тыс. рублей для организаций — ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.
    • Нет информации о товаре, изготовителе, продавце, режиме работы — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для организаций — ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
    • Условия договора с потребителем хуже по сравнению с законом — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей для организаций — ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
    • Непредоставление клиенту положенной льготы — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для организаций — ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.
    • Нет терминала эквайринга, если по закону он должен быть — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для организаций — ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.
    • Нарушение правил продажи отдельных видов товаров — от 300 до 1 500 рублей для ИП, от 10 тыс. до 30 тыс. рублей для организаций — ст. 14.15 КоАП РФ.
  • Уголовная. К данному пункту относится лишь одна статья, а именно – 238 Уголовного кодекса РФ. Под неё подпадает торговля без соблюдения требуемых правил техники безопасности либо же подделка документов, которые призваны свидетельствовать о качестве товара. Наказание: от 300 тыс. рублей до лишения свободы сроком до 10 лет.

 

Читайте также

Споры о дефектах в новостройках

Создана: 14.10.2021 08:38

Гражданское право

Долевое строительство достаточно распространённый способ получения недвижимости, который пользуется к тому же огромной популярностью. Однако при приёме квартиры дольщика могут ждать неприятные сюрприз...

565 просмотров

Что нельзя делать при задержании

Создана: 16.06.2025 14:21

Колесниченко Сергей Валерьевич

Уголовное право

🔍Первая реакция любого человека протестовать можно только законными методами. 🔍Нельзя сопротивляться законным требованиям полиции или пытаться бежать. согласиться. ст. 19.3 КоАП РФ 🔍Нельзя драться,...

200 просмотров

Взыскание долга 2021

Создана: 20.02.2021 13:53

Гражданское право

Неуплата задолженности кредитору со стороны заёмщика проблема достаточно распространённая и зачастую требующая решения в досудебном порядке. В таком случае будет обязательным участие адвоката в качест...

442 просмотров

Как работать на удалёнке по закону

Создана: 31.10.2022 15:10

Трудовое/профессиональное право

До обширно распространившейся пандемии коронавируса Трудовой кодекс не содержал чётко прописанного регламента для вывода сотрудников на удалённый формат работы. Однако участившиеся волны эпидемии и по...

851 просмотров

Закон о домашнем насилии: актуальное положение на 2021 год

Создана: 15.02.2021 10:41

Семейное право

Домашнее насилие 21 тыс. зарегистрированных правонарушений в 2018 году и уже 15 тыс. в 2019. В статье разберём причины такого резкого изменения, историю домашнего насилия, прецеденты, разработку закон...

1360 просмотров

Домогательства на работе. Ответственность за харассмент

Создана: 11.05.2021 12:19

Уголовное право

Тема домогательств на рабочем месте является крайне актуальной в современном мире. Однако ситуация с приставаниями больше переходит из крайности в крайность. Так, на Западе сформировалась правовая баз...

4198 просмотров