Вопрос о возможности получения реферального бонуса в компании доставки при отказе выплаты из-за ошибки регистрации и введения в заблуждение службой поддержки

Вопрос #28068

Создан 04.12.2025 18:02

Я тружусь в одной фирме, которая занимается доставкой. Недавно у нас запустили такую штуку: пригласи друга, зарегистрируй его по своей ссылке сразу, и когда он сделает 80 заказов, тебе дадут бонус, около 30000₽. Я позвал своего приятеля Ивана, он все заказы выполнил, но компания отказалась платить, сказав, что Иван изначально зарегистрировался по чужой ссылке. Только вот про это мне сказали уже после того, как Иван всё сделал. Ещё в самом начале, когда Иван только начал, я спросил в чате поддержки: продолжать ли ему работать, если мы уверены, что бонус будет? Мне ответили, что можно продолжать. Да и в моём аккаунте Иван висел в разделе "приглашённые", где я следил за его заказами. Я не раз отправлял в чат его данные и говорил, что он мой приглашённый. Поддержка, наверное, знала с самого старта, что мы накосячили с регистрацией и бонуса не будет, но им также было известно, что Иван работает только ради этих денег. Если бы он узнал раньше, то бросил бы всё. Вот они и заверяли нас, что всё получится, по сути, обманули. Подскажите, есть ли у меня право на этот бонус?
A
<h2 id="_1">Право на бонус за приглашение друга в реферальной программе доставки</h2> <p>На основании предоставленного описания ситуации проведен правовой анализ. Ваша ситуация характеризуется тем, что вы, полагаясь на заверения официальной поддержки сервиса, продолжили участие в реферальной программе, что привело к выполнению условий вашим приглашенным лицом. Однако компания отказала в выплате, ссылаясь на техническую ошибку при регистрации, о которой могла знать заранее.</p> <h3 id="_2">Анализ правовой природы отношений и действий сторон</h3> <ol> <li> <p><strong>Реферальная программа как публичное обещание награды.</strong><br /> Условия программы, где компания обещает выплатить бонус за совершение приглашенным лицом определенного действия (80 заказов), подпадают под регулирование норм о публичном обещании награды.<br /> &gt;"Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения ... тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие ... обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие..." (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть вторая), Статья 1055)</p> <p>При этом отказ от обещания возможен не всегда.</p> <blockquote> <p>"Лицо, объявившее публично о выплате награды, вправе в такой же форме отказаться от данного обещания, кроме случаев, когда ... к моменту объявления об отказе одно или несколько отозвавшихся лиц уже выполнили указанное в объявлении действие." (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть вторая), Статья 1056).</p> </blockquote> <p>В вашем случае действие (выполнение 80 заказов) уже совершено, что ограничивает право компании на односторонний отказ.</p> </li> <li> <p><strong>Значение заверений службы поддержки.</strong><br /> Ваши неоднократные обращения в поддержку с вопросом о гарантии выплаты и полученные утвердительные ответы имеют ключевое значение. Эти сообщения можно рассматривать как <strong>юридически значимые</strong>, создающие гражданско-правовые последствия для компании.<br /> &gt;"Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю." (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), Статья 165.1)</p> <p>Более того, если представитель компании дал вам <strong>недостоверные заверения</strong>, на которые вы разумно полагались, компания может нести ответственность.</p> <blockquote> <p>"Сторона, которая ... дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение ... обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений..." (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), Статья 431.2).</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>Принцип добросовестности и возможное злоупотребление правом.</strong><br /> Действия компании, которая, предположительно зная о техническом препятствии для выплаты (регистрация по чужой ссылке), не информировала вас об этом и побуждала к продолжению работы, могут быть расценены как недобросовестные.<br /> &gt;"Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)." (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), статья 10).</p> <p>Суд может отказать компании в защите ее права на отказ в выплате, если сочтет такие действия злоупотреблением.</p> </li> <li> <p><strong>Возможность квалификации действий как введение в заблуждение.</strong><br /> Если будет доказано, что поддержка, давая положительные ответы, умышленно скрывала известную ей информацию о невозможности выплаты, эти действия могут быть признаны обманом.<br /> &gt;"Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота." (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), статья 179).</p> <p>Это дает право требовать признания сложившихся отношений (сделки) недействительными и взыскания убытков.</p> </li> </ol> <h3 id="_3">Выводы и рекомендации</h3> <p>На основании анализа можно сделать вывод, что у вас есть веские правовые основания для требования выплаты бонуса.</p> <p><strong>Основные аргументы в вашу пользу:</strong><br /> 1. Условие публичного обещания награды (80 заказов) выполнено вашим приглашенным лицом.<br /> 2. Вы получали от официального представителя компании (поддержки) прямые заверения о возможности выплаты, на которые разумно полагались, продолжая участие в программе.<br /> 3. Компания, вероятно, действовала недобросовестно, не сообщая вам о заранее известном ей препятствии, что может быть расценено как злоупотребление правом или введение в заблуждение.</p> <p><strong>Ваши дальнейшие действия:</strong><br /> 1. <strong>Соберите и зафиксируйте все доказательства:</strong><br /> * Скриншоты переписки в чате поддержки с вопросами о гарантии выплаты и полученными ответами.<br /> * Скриншоты раздела "приглашенные" в вашем личном кабинете, где отображался Иван и счетчик его заказов.<br /> * Любые другие письменные обращения и ответы компании.<br /> * Доказательства выполнения Иваном 80 заказов.</p> <ol start="2"> <li> <p><strong>Направьте компании официальную письменную претензию</strong>, подробно изложив все обстоятельства, приложив доказательства и сославшись на приведенные выше нормы права. Требуйте выплаты обещанного бонуса.</p> </li> <li> <p>В случае отказа или отсутствия ответа на претензию в разумный срок, обращайтесь в суд с исковым заявлением о взыскании суммы бонуса, а также процентов за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 ГК РФ.</p> </li> </ol> <p>Учитывая сложность доказывания фактов недобросовестности и обмана, для подготовки претензии и ведения дела в суде настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к <strong>адвокату</strong>, специализирующемуся на гражданских и потребительских спорах.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

04.12.2025 18:08