Здравствуйте! В нашем городе есть школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть ребят там и живет, и учится, а часть просто приходит на занятия без проживания. Учатся там и с ДЦП, и с синдромом Дауна, и с аутизмом, и другими особенностями. Мой сын на инвалидности, обучается индивидуально. Недавно в школе появилась женщина, которая оформила опеку над двумя детьми с синдромом Дауна. С первых же дней она начала заваливать школу жалобами во всевозможные инстанции и исками в суд, из-за чего условия работы для педагогов стали просто невыносимыми. Например, она пишет, что разница между ступеньками составляет 1 см – и сразу жалоба. Или что задержались с прогулкой на 10 минут (а детей много, всех одеть сложно, особенно тяжелых) – иск в суд. Утверждает, что школьная одежда, которую выдают, якобы содержит опасные вещества, без каких-либо доказательств или экспертиз – опять жалоба. Ей кажется, что детей плохо кормят, требует четыре раза в день доступ в столовую, чтобы самой пробовать еду. Настаивает, чтобы проветривание классов записывали с точностью до минуты. Нет лифта, но есть пандус – жалуется. Во время обеда на полу крошки, уборку делают после еды – опять жалоба, видимо, хочет, чтобы убирали прямо во время приема пищи. И так постоянно, новые абсурдные претензии каждый раз. Местное управление образованием ничем не помогает школе, юриста не предоставляет, не защищает. Начали отказываться работать компании, которые поставляют школьную форму. Повара увольняются группами, учителя тоже, многие говорят, что она звонит и пишет им на личные телефоны поздно вечером, нарушая личные границы и нормы приличия. Стоит у входа в школу и агитирует других родителей присоединиться к ней, родители жалуются директору, что невозможно нормально зайти или выйти. Она бывший сотрудник органа управления образованием, юридически подкована, в суде выступает сама без адвоката. Мы, остальные родители, хотим дать ей отпор, помочь школе защититься, осадить её, но не знаем, куда идти и что делать. Если все уволятся, некому будет работать с детьми – это же особые педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, их и так мало. Похоже, ей всё равно на последствия. Пожалуйста, подскажите, как нам быть.
<h2 id="-">Защита школы-интерната от систематических необоснованных жалоб опекуна</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ситуация характеризуется систематическими жалобами и исками опекуна двух детей с синдромом Дауна, которые создают невыносимые условия работы для педагогического коллектива школы-интерната. Действия опекуна выходят за рамки законных способов защиты прав детей и носят признаки злоупотребления правом.</p>
<h3 id="_2">Правовая оценка действий опекуна</h3>
<h4 id="_3">Границы прав опекуна</h4>
<blockquote>
<p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: [...] защищать права и законные интересы обучающихся" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44)</p>
<p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: [...] уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44)</p>
</blockquote>
<p>Однако эти права не безграничны:</p>
<blockquote>
<p>"Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 10)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Ответственность за необоснованные жалобы и распространение ложной информации</h4>
<blockquote>
<p>"Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию" (Источник: Уголовный кодекс РФ, статья 128.1)</p>
<p>"Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию" (Источник: Кодекс об административных правонарушениях РФ, статья 5.61.1)</p>
<p>"Заведомо ложный донос о совершении преступления" (Источник: Уголовный кодекс РФ, статья 306)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Нарушение личных границ сотрудников</h4>
<blockquote>
<p>"Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия" (Источник: Уголовный кодекс РФ, статья 137)</p>
</blockquote>
<h3 id="_6">Механизмы защиты образовательной организации</h3>
<h4 id="_7">Создание комиссии по урегулированию споров</h4>
<blockquote>
<p>"Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p>
</blockquote>
<h4 id="_8">Защита чести, достоинства и деловой репутации</h4>
<blockquote>
<p>"Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 152)</p>
</blockquote>
<h4 id="_9">Обращение в органы опеки и попечительства</h4>
<blockquote>
<p>"Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка могут быть обжалованы родителями или другими родственниками либо усыновителями ребенка в орган опеки и попечительства" (Источник: Семейный кодекс РФ, статья 148.1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_10">Рекомендации и план действий</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Создание комиссии по урегулированию споров</strong> в школе с участием представителей родителей, педагогов и администрации для объективного рассмотрения претензий опекуна.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Фиксация всех инцидентов</strong>:<br />
- Вести журнал учета всех жалоб и обращений опекуна<br />
- Фиксировать факты нарушения личных границ (звонки в нерабочее время)<br />
- Собирать доказательства абсурдности требований (фото, видео, показания свидетелей)</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обращение в органы опеки и попечительства</strong> с заявлением о проверке действий опекуна на предмет злоупотребления правами и нарушения интересов детей.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Подача встречных исков</strong> о защите чести и достоинства педагогических работников и компенсации морального вреда:</p>
<blockquote>
<p>"Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 1101)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>Обращение в правоохранительные органы</strong> по факту клеветы и нарушения неприкосновенности частной жизни сотрудников.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Коллективное обращение в вышестоящие инстанции</strong> (региональное министерство образования, прокуратуру) о бездействии местного управления образованием.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Установление четкого регламента взаимодействия</strong> с опекуном, включая:<br />
- Фиксированные часы для приема<br />
- Письменную форму обращений<br />
- Запрет на контакты с сотрудниками в нерабочее время</p>
</li>
</ol>
<h3 id="_11">Выводы</h3>
<p>Действия опекуна выходят за рамки законных способов защиты прав детей и носят признаки систематического злоупотребления правом. Школа и родительское сообщество имеют законные основания для защиты своих прав и интересов через механизмы, предусмотренные законодательством об образовании, гражданским и административным правом.</p>
<p>Рекомендую обратиться за помощью к адвокату для подготовки процессуальных документов и представительства интересов в суде и государственных органах.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
03.09.2025 14:26