20.09.2024: Проблемы с утеплением окон и возврат денег без договора

Вопрос #9943

Создан 05.10.2025 17:30

20 сентября 2024 года заказывали у подрядчика работы по утеплению примыканий окон к фасаду, а когда наступили морозы, выяснилось, что утепление не сработало – температура внутри не изменилась, подтвердили это с помощью тепловизора, который показал, что холод проникает через щели. Договора с подрядчиком не заключали, деньги переводили по номеру телефона через банковское приложение. Подскажите, по какой процедуре можно вернуть деньги, и куда лучше обращаться, если подрядчик не идет на контакт.
A
<h2 id="_1">Возврат денег за некачественное утепление окон</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы заказали у подрядчика работы по утеплению примыканий окон к фасаду 20 сентября 2024 года без заключения письменного договора с оплатой по номеру телефона через банковское приложение. В период морозов выявлено, что утепление неэффективно, что подтверждено данными тепловизора. Подрядчик уклоняется от контакта.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Регулирование отношений при отсутствии письменного договора</h4> <blockquote> <p>"Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 159)</p> <p>"Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 420)</p> <p>"По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 730)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Качество выполненных работ и ответственность подрядчика</h4> <blockquote> <p>"Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 721)</p> <p>"В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 723)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Права потребителя при обнаружении недостатков</h4> <blockquote> <p>"Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 29)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Сроки предъявления требований</h4> <blockquote> <p>"Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 29)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Рекомендации и порядок действий</h3> <h4 id="1">1. Досудебное урегулирование</h4> <p>Направьте подрядчику письменную претензию с требованием:<br /> - Возврата уплаченной суммы в полном объеме<br /> - Либо устранения недостатков в разумный срок</p> <p>В претензии укажите:<br /> - Дату выполнения работ<br /> - Сумму оплаты<br /> - Описание выявленных недостатков<br /> - Данные тепловизора как доказательство некачественной работы<br /> - Срок для добровольного удовлетворения требований (10 дней)</p> <h4 id="2">2. Подготовка доказательственной базы</h4> <p>Соберите следующие доказательства:<br /> - Подтверждение перевода денежных средств (выписка из банка)<br /> - Фото/видео материалы с тепловизором<br /> - Любую переписку с подрядчиком<br /> - Свидетельские показания (при наличии)</p> <blockquote> <p>"Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон" (Источник: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, статья 55)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Обращение в суд</h4> <p>При отказе подрядчика удовлетворить требования или отсутствии ответа:</p> <p><strong>Подсудность:</strong> </p> <blockquote> <p>"Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 17)</p> </blockquote> <p><strong>Требования в исковом заявлении:</strong><br /> - Возврат уплаченной суммы<br /> - Компенсация морального вреда<br /> - Штраф в размере 50% от присужденной суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований<br /> - Возмещение судебных расходов</p> <p><strong>Преимущества:</strong><br /> - Освобождение от уплаты государственной пошлины<br /> - Возможность взыскания штрафа в пользу потребителя</p> <h4 id="4">4. Сроки обращения</h4> <blockquote> <p>"Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 196)</p> </blockquote> <h3 id="_9">Выводы</h3> <ol> <li>Отсутствие письменного договора не лишает вас права на защиту</li> <li>Вы имеете право требовать возврата денежных средств за некачественно выполненные работы</li> <li>Рекомендуется последовательно пройти этапы: претензия → обращение в суд</li> <li>Соберите максимально полный пакет доказательств до обращения в суд</li> <li>Обращение в Роспотребнадзор может быть дополнительной мерой давления на подрядчика</li> </ol> <p>Для подготовки качественного искового заявления и представительства в суде рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на защите прав потребителей.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

05.10.2025 17:34