Аванс при расторжении договора на услуги связи: правовые аспекты и возврат неиспользованных средств

Вопрос #9400

Создан 03.10.2025 20:06

Был заключен договор на предоставление услуг (Интернет, мобильная связь, доступ к стриминговому сервису) по кредитной системе в августе 2023. В договоре указано, что расчеты ведутся с предоплатой за месяц, и предусмотрены условия расторжения по инициативе клиента. 15 мая 2025 я написал в официальный чат на сайте провайдера о расторжении договора по личной инициативе и возврате остатка средств до конца месяца (указал срок в 20 дней с первого числа), но получил игнорирование и сообщение, что 'возврат средств возможен только при наличии аванса, а аванс отсутствует'. А по закону, внесенные и не потраченные деньги за услугу – это аванс? Повторно обращался через сообщения в социальных сетях поддержки 17 мая 2025, требовал отключения с 15 мая, ссылаясь на то, что по закону расторжение должно происходить в день обращения, но в итоге после долгих препирательств согласился на 19 мая. Кое-как выбил справку об отсутствии задолженности, которую прислали уже после расторжения, где указано, что дебиторская задолженность по трем услугам отсутствует. Но 19 мая пришло СМС о задолженности 1000 рублей (850 за тариф и 150 за услугу фиксированного IP-адреса). Сейчас в личном кабинете висит статус 'Отключено за неуплату', и информации о разрыве договора нет. Считаю, как минимум, несправедливым незачет неиспользованных средств, а также механизмы введения в заблуждение с кредитным типом договора и, вероятно, требование вернуть средства за предоставление 'льготного' или 'пробного периода' (те самые 1000 рублей за следующий после разрыва месяц). Дополнительно, бездействием и отказом разорвать договор со дня обращения (15 мая через сайт, все скриншоты есть) нарушены мои права. Прошу проанализировать ситуацию, дать развернутый ответ о возможных действиях и помочь с составлением досудебной претензии в адрес провайдера, учитывая нормы Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей.
A
<h2 id="_1">Анализ ситуации с расторжением договора услуг связи и требованием возврата средств</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании представленной информации, в вашей ситуации имеются следующие нарушения со стороны оператора связи:</p> <ol> <li>Неправомерный отказ в возврате неиспользованных средств</li> <li>Нарушение сроков расторжения договора</li> <li>Необоснованное требование оплаты за период после заявления о расторжении</li> <li>Некорректный статус "Отключено за неуплату" при наличии заявления о расторжении</li> </ol> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">О возврате неиспользованных средств (аванса)</h4> <blockquote> <p>"Абонент и (или) пользователь имеют право обратиться к оператору связи с требованием возврата средств, внесенных ими в качестве авансового платежа, в том числе с использованием карты оплаты. Оператор связи обязан вернуть абоненту и (или) пользователю неиспользованный остаток средств." (Источник: Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи", пункт 51)</p> <p>"Абонент и (или) пользователь вправе потребовать возврата средств, уплаченных авансом за пользование телематическими услугами связи, за период, когда отсутствовала возможность пользования такими телематическими услугами связи не по вине этих абонента и (или) пользователя." (Источник: Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи", пункт 56)</p> </blockquote> <h4 id="_5">О порядке расторжения договора</h4> <blockquote> <p>"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору." (Источник: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Статья 32)</p> <p>"Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, Статья 782)</p> <p>"Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи при условии оплаты им понесенных оператором связи расходов по оказанию ему телематических услуг связи." (Источник: Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи", пункт 57)</p> </blockquote> <h4 id="_6">О сроках рассмотрения требований</h4> <blockquote> <p>"Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования." (Источник: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Статья 22)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_8">Ваши права нарушены в следующих аспектах:</h4> <ol> <li><strong>Отказ в возврате аванса</strong> - неправомерен, поскольку внесенные и неиспользованные средства являются авансом и подлежат возврату</li> <li><strong>Нарушение сроков расторжения</strong> - договор должен был быть расторгнут с 15 мая 2025 года, а не с 19 мая</li> <li><strong>Необоснованное требование оплаты</strong> - требование оплаты за услуги после даты расторжения договора неправомерно</li> <li><strong>Некорректный статус</strong> - статус "Отключено за неуплату" не соответствует действительности и порочит вашу деловую репутацию</li> </ol> <h4 id="_9">Рекомендуемые действия:</h4> <ol> <li> <p><strong>Направьте досудебную претензию</strong> с требованием:<br /> - Возврата неиспользованных средств<br /> - Признания датой расторжения договора 15 мая 2025 года<br /> - Устранения некорректного статуса в личном кабинете<br /> - Компенсации морального вреда</p> </li> <li> <p><strong>В случае отказа или отсутствия ответа</strong> в течение 10 дней - обращайтесь в суд с требованием:<br /> - Взыскания неосновательного обогащения<br /> - Компенсации морального вреда<br /> - Штрафа в размере 50% от присужденной суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований</p> </li> <li> <p><strong>Параллельно</strong> можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на действия оператора связи.</p> </li> </ol> <h3 id="_10">Образец досудебной претензии</h3> <p>[Ваши данные]<br /> [Адрес оператора связи]</p> <p><strong>Досудебная претензия</strong></p> <p>[Дата]</p> <p>Я, [Ваше ФИО], являлся абонентом по договору оказания услуг связи № [номер договора] от [дата заключения]. 15 мая 2025 года мною было направлено заявление о расторжении договора с требованием возврата неиспользованных средств.</p> <p>В нарушение положений статей 32 Закона "О защите прав потребителей" и 782 Гражданского кодекса РФ, оператор связи:<br /> 1. Не произвел расторжение договора в день обращения (15.05.2025)<br /> 2. Необоснованно отказал в возврате авансовых платежей<br /> 3. Выставил неправомерные требования об оплате услуг за период после расторжения договора<br /> 4. Установил некорректный статус "Отключено за неуплату"</p> <p>На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 22, 32 Закона "О защите прав потребителей", статьями 782, 1102 Гражданского кодекса РФ, требоваю:</p> <ol> <li>Признать датой расторжения договора 15 мая 2025 года</li> <li>Возвратить неиспользованные авансовые платежи в размере [сумма] в течение 10 дней</li> <li>Устранить некорректную информацию в личном кабинете</li> <li>Компенсировать моральный вред в размере [сумма]</li> </ol> <p>В случае неудовлетворения требований в добровольном порядке, буду вынужден обратиться в суд с требованием о взыскании указанных сумм, а также штрафа в размере 50% от присужденной суммы.</p> <p>Приложения:<br /> 1. Копии обращений от 15.05.2025 и 17.05.2025<br /> 2. Копия справки об отсутствии задолженности<br /> 3. Копия СМС о задолженности<br /> 4. Иные подтверждающие документы</p> <p>[Подпись]<br /> [Расшифровка подписи]</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

03.10.2025 20:11