<h2 id="-">Навязанная услуга СМС-уведомлений при потребительском кредите: частичный возврат средств</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваша ситуация характеризуется следующими ключевыми обстоятельствами:<br />
- При оформлении потребительского кредита была подключена платная услуга СМС-уведомлений<br />
- Устно было гарантировано, что от услуги можно отказаться в любой время с возвратом средств<br />
- Вы оформили отказ от услуги через интернет-банк и получили подтверждение о возврате всей суммы<br />
- Кредитная организация вернула только часть средств (684 рубля из 32 364 рублей)</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_3">Право потребителя на отказ от услуги</h4>
<blockquote>
<p>"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 32)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Запрет навязанных услуг</h4>
<blockquote>
<p>"Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг)." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 16)</p>
<p>"Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг)" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 16)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Неосновательное обогащение</h4>
<blockquote>
<p>"Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 1102)</p>
</blockquote>
<h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_7">Правовая оценка</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Действия кредитной организации неправомерны</strong> - частичный возврат средств при отказе от комплексной услуги противоречит принципу добросовестности и условиям, которые были вам разъяснены при заключении договора.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Услуга могла быть навязанной</strong> - если подключение услуги СМС-уведомлений было обязательным условием для получения кредита, это прямо нарушает законодательство о защите прав потребителей.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Отказ через личный кабинет является надлежащим</strong> - способ отказа, предложенный самой кредитной организацией, должен признаваться правомерным.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_8">Рекомендуемые действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Составьте письменную претензию</strong> в адрес кредитной организации с требованием:<br />
- Вернуть оставшуюся сумму 31 680 рублей<br />
- Указать срок добровольного возврата - 10 дней с момента получения претензии<br />
- Сослаться на нарушение статей 16 и 32 Закона "О защите прав потребителей"</p>
</li>
<li>
<p><strong>Приложите к претензии доказательства</strong>:<br />
- Копию подтверждения отказа от услуги<br />
- Выписку по счету, подтверждающую частичный возврат<br />
- Копию кредитного договора и условий подключения услуги</p>
</li>
<li>
<p><strong>В случае отказа или бездействия</strong> кредитной организации вы вправе обратиться в суд с требованием:<br />
- Взыскания неосновательно сбереженной суммы<br />
- Компенсации морального вреда<br />
- Штрафа в размере 50% от присужденной суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований</p>
</li>
</ol>
<blockquote>
<p><strong>Срок исковой давности</strong>: Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 196)</p>
</blockquote>
<p>Рекомендую действовать последовательно: начать с досудебного урегулирования путем направления претензии, а при отсутствии положительной реакции - готовить исковое заявление в суд.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
27.09.2025 16:40