Угрозы продавца судом после ошибочной компенсации: это блеф или реальная возможность?

Вопрос #29689

Создан 10.12.2025 10:44

Заказала на известном онлайн-маркетплейсе дорогие оригинальные кроссовки от известного спортивного бренда за 18000 рублей в подарок брату на день рождения. Когда пришли, проверила – всё отлично, но на празднике выяснилось, что размер не подходит, оказались велики. Пришлось заниматься возвратом, чтобы вернуть деньги и перезаказать. Создала заявку на возврат, сделала кучу фотографий со всех ракурсов, чтобы продавец видел, что товар в идеале, даже бирки на месте, никто не носил. Сначала продавец в ответ предложил компенсацию всего 730 рублей, что никак не покрывало мои затраты, поэтому я отказалась. На следующий день он неожиданно выходит с новым предложением – компенсация 17300 рублей, почти вся сумма, решила согласиться и оставить кроссовки, может, кому-то другому подойдут. Через пару дней звонок из службы поддержки того маркетплейса, сотрудница объясняет, что продавец где-то накосячил и неправильно выставил такую высокую компенсацию, просит войти в положение – либо вернуть товар, либо перечислить ему деньги обратно. Я уже почти собралась пойти навстречу, но открываю чат с продавцом, а там он уже давно пишет, причём уведомления не приходили, так что я и не знала. Начал писать гадости, унижать, что я якобы нарушаю закон, тыкает какими-то статьями из законодательства, ставит ультиматумы. Я ни разу не ответила на его сообщения, и после такого напора желание помогать ему пропало совсем. Сейчас он грозит подать на меня в суд, пишет, что я обязана вернуть деньги из-за его ошибки. Интересно, он просто блефует, чтобы напугать, или у него действительно есть шансы выиграть суд? В чате он ссылался на какие-то пункты о правах потребителей и ошибках в договорах, но я не юрист, разобраться сложно.
A
<h2 id="-">Возврат денег за неподошедшие кроссовки: может ли продавец отменить соглашение о компенсации из-за своей ошибки?</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы заключили договор розничной купли-продажи дистанционным способом. После получения товара вы обнаружили, что размер не подходит (товар не соответствует ожиданиям). В рамках урегулирования спора продавец предложил вам компенсацию в размере 17 300 рублей с условием оставления товара у вас, на что вы согласились. После перечисления денег продавец заявил, что допустил ошибку в расчетах, и требует вернуть деньги или товар, угрожая судом.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы и их анализ</h3> <h4 id="1">1. Законность первоначальных требований и урегулирования спора</h4> <p>При дистанционном способе продажи товара "потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 26.1, пункт 4). Возврат возможен, если сохранен товарный вид. Таким образом, ваше требование о возврате из-за неподходящего размера было правомерным.</p> <p>Спор был урегулирован соглашением сторон. Предложение продавца о выплате компенсации 17 300 рублей с оставлением товара у вас можно рассматривать как <strong>отступное</strong>.</p> <blockquote> <p>"По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного — уплатой денежных средств или передачей иного имущества" (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), статья 409).</p> </blockquote> <p>Вы приняли это предложение (акцептовали его), и продавец исполнил свое обязательство, перечислив деньги. Следовательно, первоначальное обязательство (по договору купли-продажи) прекращено.</p> <h4 id="2-">2. Возможность оспаривания соглашения продавцом из-за ошибки</h4> <p>Продавец ссылается на свою ошибку (заблуждение) при расчете суммы компенсации. В гражданском праве сделка, совершенная под влиянием существенного заблуждения, может быть признана судом недействительной.</p> <blockquote> <p>"Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел" (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), статья 178, пункт 1).</p> </blockquote> <p><strong>Однако критически важно следующее:</strong><br /> * Заблуждение должно быть <strong>существенным</strong>. Простая арифметическая ошибка в расчетах (описка) может быть признана существенной (п. 2 ст. 178 ГК РФ), но этот вопрос решает суд.<br /> * <strong>Вы не знали и не должны были знать об этой ошибке.</strong> Вы действовали добросовестно, приняв предложение продавца. В контексте нет указаний на то, что вы манипулировали или провоцировали ошибку.<br /> * Продавец является предпринимателем, и на него возлагается повышенная степень осмотрительности при осуществлении расчетов и ведении дел.<br /> * Статья 178 ГК РФ также указывает: "Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью" (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), статья 178, пункт 5).</p> <p>Таким образом, у продавца есть теоретическая возможность обратиться в суд с иском о признании соглашения недействительным, но <strong>бремя доказывания</strong> существенности заблуждения и того, что вы не могли его распознать, лежит на нем. Это сложная задача.</p> <h4 id="3">3. Недопустимость одностороннего отказа от соглашения</h4> <p>Требования продавца и службы поддержки вернуть деньги являются односторонним отказом от исполнения достигнутого соглашения.</p> <blockquote> <p>"Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами" (Источник: Гражданский кодекс РФ (часть первая), статья 310, пункт 1).</p> </blockquote> <p>В вашей ситуации таких исключений нет. Продавец не может в одностороннем порядке отменить выплату компенсации, на которую вы согласились.</p> <h4 id="4">4. Поведение продавца</h4> <p>Угрозы и оскорбления со стороны продавца не имеют правового значения для существа спора о компенсации, но могут быть учтены судом при оценке добросовестности сторон. Более того, такое поведение может стать самостоятельным основанием для ваших требований, если дело дойдет до суда.</p> <blockquote> <p>"Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом... ) прав потребителя... подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 15).</p> </blockquote> <h3 id="_3">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li><strong>Соглашение действительно.</strong> Вы достигли с продавецом соглашения о прекращении обязательства путем предоставления отступного (компенсации). Это соглашение является действительным, и продавец его исполнил.</li> <li><strong>Шансы продавца в суде невысоки.</strong> Для отмены соглашения ему необходимо доказать в суде наличие существенного заблуждения, которое вы не могли распознать. Как покупатель-потребитель, вы не обязаны проверять коммерческие расчеты продавца. Суд может встать на вашу сторону, особенно учитывая предпринимательский статус продавца.</li> <li><strong>Ваши действия были правомерны.</strong> Вы воспользовались правом на отказ от товара, приобретенного дистанционно, и согласились на альтернативный вариант урегулирования, предложенный самим продавцом.</li> <li><strong>Рекомендации:</strong><ul> <li><strong>Не возвращайте деньги и не инициируйте возврат товара</strong> по требованию продавца или маркетплейса. Это может быть истолковано как ваше согласие на изменение достигнутой договоренности.</li> <li><strong>Сохраните все доказательства:</strong> скриншоты переписки с предложением о компенсации в 17 300 рублей, подтверждение зачисления денег на ваш счет, скриншоты последующих угроз и оскорблений от продавца. Убедитесь, что уведомления в чате теперь приходят.</li> <li><strong>В случае подачи иска в суд</strong> — обязательно примите участие в процессе. Вы можете заявить, что действовали добросовестно, соглашение было достигнуто, а угрозы и оскорбления продавца причинили вам моральные страдания. Вы имеете право на <strong>судебную защиту по месту своего жительства</strong> (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 17, пункт 2) и освобождаетесь от уплаты госпошлины.</li> <li>При дальнейшем агрессивном давлении рассмотрите возможность подачи жалобы на продавца в Роспотребнадзор и в администрацию маркетплейса, приложив скриншоты с оскорблениями.</li> </ul> </li> </ol> <p>Продавец, скорее всего, пытается оказать психологическое давление, чтобы вернуть свою ошибку за ваш счет. С правовой точки зрения его позиция слаба. Если ситуация усугубится, настоятельно рекомендую обратиться за очной консультацией к адвокату, специализирующемуся на защите прав потребителей.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

10.12.2025 10:51