Возврат денег за услуги, которые включили без моего согласия при покупке смартфона в рассрочку

Вопрос #28013

Создан 04.12.2025 15:36

Здравствуйте, я купил телефон в рассрочку, а потом увидел в чеке какие-то дополнительные услуги, про которые продавец мне ничего не сказал. Одна из них – это какой-то консультационный сервис за 15000 рублей, который якобы помогает с оформлением кредита, а другая – сервис СМС-уведомлений о платежах за 12000 рублей. Я спросил у продавца, что это такое, и он объяснил, что первая услуга – это консультации по кредиту, а вторая – информирует о предстоящих выплатах. Эти услуги мне были не нужны, и я о них не знал при покупке. Могу ли я через претензию к магазину вернуть деньги за эти услуги, раз их мне навязали без моего ведома?
A
<h4 id="_1">Возврат денег за навязанные услуги при покупке телефона в рассрочку</h4> <p>Ваша ситуация является классическим случаем нарушения прав потребителя. Продавец включил в оплату дополнительные платные услуги, не получив на это вашего отдельного, осознанного согласия. Такой подход законодательством квалифицируется как навязывание услуг.</p> <h5 id="_2">Правовая квалификация действий продавца</h5> <p>Действия магазина можно расценивать как навязывание дополнительных услуг, что прямо запрещено законом.</p> <blockquote> <p>"Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги)... Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной денежной суммы." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 16)</p> </blockquote> <p>Также нарушены ваши права на получение полной и достоверной информации об услугах до заключения договора.</p> <blockquote> <p>"Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 10)</p> </blockquote> <p>Поскольку покупка совершалась в рассрочку (что является одной из форм потребительского кредита), особое значение имеют нормы Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Этот закон строго ограничивает возможность кредитора (или лица, действующего совместно с ним, как в вашем случае магазин) навязывать дополнительные услуги.</p> <blockquote> <p>"Общие условия договора потребительского кредита (займа) не должны содержать обязанность заемщика заключить другие договоры либо приобретать услуги (работы, товары) кредитора или третьих лиц за плату." (Источник: Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", Статья 5)</p> <p>"Условия об обязанности заемщика заключить другие договоры либо приобретать услуги (работы, товары) кредитора или третьих лиц за плату... включаются в индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) только при условии, что заемщик выразил в письменной форме свое согласие..." (Источник: Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", Статья 5)</p> </blockquote> <p>Согласие на такие услуги должно быть оформлено <strong>отдельно</strong> и <strong>четко</strong>.</p> <blockquote> <p>"Проставление кредитором отметок о согласии либо выражение кредитором за заемщика согласия в ином виде на предоставление ему дополнительных услуг (работ, товаров) или формирование кредитором условий, предполагающих изначальное согласие заемщика... не допускается." (Источник: Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", Статья 7)</p> </blockquote> <p>Таким образом, если вы не подписывали отдельное заявление на предоставление консультационного сервиса и СМС-уведомлений, их включение в оплату является незаконным.</p> <h5 id="_3">Порядок и сроки возврата денежных средств</h5> <p>Для возврата денег вам необходимо действовать последовательно.</p> <ol> <li> <p><strong>Подготовка и направление претензии.</strong> Вы имеете полное право потребовать возврата уплаченных сумм. Это требование имеет приоритетный срок удовлетворения.<br /> &gt; "Требование потребителя о возврате уплаченной за навязанные дополнительные товары (работы, услуги)... денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня предъявления указанного требования." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 16)</p> <p><strong>Составьте письменную претензию</strong> в двух экземплярах. В ней укажите:<br /> * Дату и место покупки.<br /> * Наименование товара (телефон).<br /> * Обнаруженные в чеке дополнительные услуги (консультационный сервис и СМС-уведомления) и их стоимость.<br /> * Констатацию того, что вы не были проинформированы об этих услугах и не давали на них согласия, что является нарушением статей 10, 16 Закона "О защите прав потребителей" и статей 5, 7 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".<br /> * Требование вернуть сумму, уплаченную за эти услуги.<br /> * Реквизиты для перевода денег.<br /> * Предупреждение о намерении обратиться в Роспотребнадзор и суд в случае неудовлетворения требования.</p> <p>Претензию можно вручить под подпись на вашем экземпляре или направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в контролирующие органы.</strong> Если продавец в течение 3 дней не удовлетворит ваше требование или проигнорирует его, следует обращаться в <strong>Роспотребнадзор</strong>. Нарушение продавцом правил навязывания услуг является административным правонарушением.<br /> &gt; "Навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату... - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей." (Источник: КоАП РФ, Статья 14.8)</p> <p>Роспотребнадзор по вашему обращению может провести проверку и привлечь магазин к ответственности, что часто служит стимулом для урегулирования спора.</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в суд.</strong> Если и после вмешательства Роспотребнадзора деньги не вернут, вам следует обращаться в суд. Потребители по таким искам освобождены от уплаты госпошлины. В суде вы можете потребовать не только возврата суммы за услуги, но и компенсации морального вреда, а также неустойки за просрочку удовлетворения законного требования. Важно, что при отказе продавца удовлетворить ваши требования в добровольном порядке суд может взыскать с него штраф в вашу пользу.<br /> &gt; "При удовлетворении судом требований потребителя... суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца...) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 13)</p> </li> </ol> <h5 id="_4">Какие доказательства необходимы</h5> <p>Для подтверждения вашей позиции соберите и сохраните:<br /> 1. <strong>Чек</strong>, в котором отдельными строками указаны услуги.<br /> 2. <strong>Договор купли-продажи</strong> и/или <strong>кредитный договор (договор рассрочки)</strong>. Внимательно изучите их на предмет упоминания данных услуг.<br /> 3. <strong>Расшифровка диалога с продавцом</strong>, где он объясняет, что это за услуги уже постфактум. Если общение было устным, в претензии можно кратко описать этот разговор.<br /> 4. <strong>Копию направленной претензии</strong> и почтовую квитанцию (или отметку о принятии с подписью представителя магазина).<br /> 5. <strong>Ответ продавца</strong> (если будет).</p> <h4 id="_5">Выводы и рекомендации</h4> <ol> <li><strong>Ваши права нарушены.</strong> Включение платных услуг без вашего отдельного, осознанного и письменного согласия является незаконным навязыванием.</li> <li><strong>Деньги вернуть можно и нужно.</strong> Требуйте возврата полной суммы, уплаченной за консультационный сервис (15 000 руб.) и сервис СМС-уведомлений (12 000 руб.).</li> <li><strong>Действуйте по алгоритму:</strong><ul> <li><strong>Шаг 1:</strong> Подготовьте письменную претензию с четким требованием о возврате 27 000 рублей и направьте ее продавцу. Соблюдайте срок для ответа — 3 дня.</li> <li><strong>Шаг 2:</strong> При отказе или отсутствии реакции подайте жалобу в территориальный отдел Роспотребнадзора (можно через официальный сайт).</li> <li><strong>Шаг 3:</strong> В случае безрезультатности обращайтесь в суд по месту вашего жительства или нахождения магазина.</li> </ul> </li> <li><strong>Сохраняйте все документы.</strong> Они являются ключевыми доказательствами.</li> <li><strong>Обратитесь к адвокату</strong>, если ситуация осложнится (например, отказом продавца, запутанными условиями договора) или если сумма спора для вас значительна. Профессиональная помощь повысит шансы на успех.</li> </ol> <p>Шансы на положительное разрешение ситуации в вашу пользу очень высоки, так как законодательная база в данном случае на вашей стороне.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

04.12.2025 15:43