Проблема с возвратом денег за некачественно оказанные услуги покраски и стрижки в салоне

Вопрос #27365

Создан 02.12.2025 10:13

Сходил в салон красоты в одном городе, договаривались по телефону, что покрасят волосы в коричневый оттенок и подстригут каскадом. А в итоге покрасили в рыжий, который вообще не подходит, и стрижка вышла короче и криво, не как договаривались. Я сразу же высказал недовольство, просил вернуть деньги, так как услуга не соответствует обещанному, но они отказываются, говорят, что всё сделано правильно. У меня есть свидетели, которые слышали, как обговаривали детали, и фото после процедуры, где видно, что не то. Как быть, если они не хотят возвращать оплату? Вроде бы нарушили наши устные договорённости.
A
<h2 id="_1">Несоответствие услуги в салоне красоты устным договорённостям: возврат денег и защита прав потребителя</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы заключили устное соглашение с салоном красоты на окрашивание волос в коричневый оттенок и стрижку каскадом, но получили услугу ненадлежащего качества: рыжий цвет и кривую, более короткую стрижку. Салон отказывается возвращать оплату. Ваши действия по фиксации недовольства на месте, наличие свидетелей переговоров и фотографий результата являются важными элементами для защиты ваших прав.</p> <h3 id="_3">Правовой анализ и применимые нормы</h3> <h4 id="1">1. Правовой статус устной договорённости и форма договора</h4> <p>Оказание парикмахерских услуг регулируется законодательством о защите прав потребителей и нормами гражданского права. Устная форма соглашения является допустимой и порождает правовые последствия.</p> <blockquote> <p>"Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной)." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 158)<br /> "Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 159)</p> </blockquote> <p>Договор на оказание рассматриваемых услуг является <strong>договором бытового подряда</strong> (а также охватывается нормами о возмездном оказании услуг).</p> <blockquote> <p>"По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 730)<br /> "К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 730)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Требования к качеству услуги и последствия их нарушения</h4> <p>Исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует условиям договора.</p> <blockquote> <p>"Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 721)<br /> "Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 4)</p> </blockquote> <p>В вашем случае результат работы (рыжий цвет, кривая стрижка) явно не соответствует оговоренным условиям (коричневый цвет, стрижка каскадом), что является <strong>недостатком выполненной работы</strong>.</p> <h4 id="3">3. Права потребителя при обнаружении недостатков услуги</h4> <p>Закон предоставляет потребителю ряд прав, которые он может реализовать по своему выбору.</p> <blockquote> <p>"Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков... соответствующего уменьшения цены... безвозмездного изготовления другой вещи... или повторного выполнения работы... возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков... своими силами или третьими лицами." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 29)<br /> "Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если... им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 29)</p> </blockquote> <p>Аналогичные права закреплены и в Гражданском кодексе:</p> <blockquote> <p>"Заказчик вправе... по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков..." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 723)</p> </blockquote> <p><strong>Таким образом, ваше требование о возврате уплаченной денежной суммы (отказ от договора) является законным, так как недостатки носят существенный характер (цвет и форма стрижки кардинально отличаются от оговоренных).</strong></p> <h4 id="4">4. Доказательства и их значение</h4> <p>В случае спора вы должны доказать факт заключения договора с определёнными условиями и факт их нарушения. Ваши доказательства (свидетельские показания, фотографии) имеют ключевое значение. Однако, здесь есть важный нюанс:</p> <blockquote> <p>"Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 162)</p> </blockquote> <p>Это означает, что в суде вы не сможете <strong>основываться только</strong> на показаниях свидетелей, чтобы доказать содержание устной договорённости. Однако:<br /> * Вы можете ссылаться на <strong>другие доказательства</strong>. Фотографии, демонстрирующие несоответствие результата обычным ожиданиям (например, явно "кривая" стрижка), могут быть таким доказательством.<br /> * Свидетельские показания могут использоваться для подтверждения <strong>иных обстоятельств</strong> (например, факта вашего обращения с претензией сразу после оказания услуги, поведения представителей салона).<br /> * Суд, толкуя договор, будет учитывать все обстоятельства.</p> <blockquote> <p>"При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений... Если правила... не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 431)</p> </blockquote> <h4 id="5">5. Порядок действий и сроки</h4> <ol> <li> <p><strong>Досудебная претензия.</strong> Вы уже высказали устное требование. Теперь необходимо направить в адрес салона красоты <strong>письменную претензию</strong> с чётким изложением обстоятельств, ссылками на нормы закона (ст. 29 Закона "О защите прав потребителей") и конкретным требованием (например, возврат полной суммы оплаты в связи с существенным отступлением от условий договора). Претензию следует вручить под подпись или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.<br /> &gt; "Требование потребителя о... возврате уплаченной за товар денежной суммы... подлежит удовлетворению продавцом (исполнителем)... в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 22)</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в суд.</strong> В случае отказа или неполучения ответа в установленный срок вы вправе обратиться в суд.<br /> &gt; "Защита прав потребителей осуществляется судом." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 17)<br /> &gt; "Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации... жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 17)<br /> &gt; "Потребители... освобождаются от уплаты государственной пошлины..." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 17)</p> <p>Помимо возврата денег, вы можете потребовать:<br /> * <strong>Компенсации морального вреда:</strong></p> <blockquote> <p>"Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем)... прав потребителя... подлежит компенсации причинителем вреда..." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 15)<br /> * <strong>Штрафа</strong> в размере 50% от присуждённой суммы за отказ удовлетворить требование добровольно:<br /> "Суд взыскивает с изготовителя (исполнителя...) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 13)</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>Срок исковой давности.</strong><br /> &gt; "Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса." (Источник: Гражданский кодекс РФ, Статья 196)<br /> Срок начинается со дня, когда вы узнали о нарушении своего права, то есть с момента оказания услуги.</p> </li> </ol> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li><strong>Ваша позиция правомерна.</strong> Салон оказал услугу ненадлежащего качества, существенно нарушив условия устного договора.</li> <li><strong>Необходимо действовать последовательно:</strong><ul> <li><strong>Шаг 1:</strong> Подготовьте <strong>письменную претензию</strong> в двух экземплярах. В ней укажите: дату обращения, суть устной договорённости, описание выявленных недостатков (приложите фотографии), ссылки на ст. 4, 29 Закона "О защите прав потребителей" и чёткое требование (например, "прошу вернуть полную стоимость оказанных услуг в сумме ... рублей в связи с существенным недостатком"). Направьте претензию руководителю салона.</li> <li><strong>Шаг 2:</strong> Вручите претензию под подпись на вашем экземпляре или отправьте заказным письмом с описью вложения и уведомлением. Сохраните доказательство отправки/вручения.</li> <li><strong>Шаг 3:</strong> Если в течение 10 дней деньги не будут возвращены или вы получите отказ, обращайтесь в <strong>суд</strong> по вашему выбору (по вашему месту жительства или месту нахождения салона). К иску приложите копию претензии, доказательства её отправки, фотографии, а также любые имеющиеся у вас письменные доказательства (например, чек, если он есть). Ходатайствуйте о вызове свидетелей.</li> </ul> </li> <li><strong>Доказательства:</strong> Акцентируйте внимание суда на <strong>фотографиях</strong> как на основном доказательстве несоответствия. Показания свидетелей могут подтверждать факт обсуждения деталей и вашего немедленного отказа от услуги.</li> <li><strong>Дополнительные требования:</strong> В суде заявляйте требования не только о возврате денег, но и о <strong>компенсации морального вреда</strong>, а также о взыскании <strong>штрафа</strong> в размере 50% от взысканной суммы.</li> </ol> <p>Рекомендуется для подготовки процессуальных документов и представительства в суде обратиться к <strong>адвокату</strong>, специализирующемуся на защите прав потребителей.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

02.12.2025 10:19