<h2 id="_1">Права и обязанности при предъявлении претензий к качеству услуг самозанятым</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Вы оказали услугу заказчице, которая изначально осталась довольной, но через неделю предъявила претензии к качеству и требует частичный возврат денег, отказавшись от предложенного бесплатного устранения недостатков. Также заказчица запрашивает ваш ИНН без объяснения причин.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Качество услуг и права потребителя</h4>
<blockquote>
<p>"Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги)" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 29)</p>
<p>"Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 29)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Сроки предъявления претензий</h4>
<blockquote>
<p>"В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 724)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Обязанность предоставления информации</h4>
<blockquote>
<p>"Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 8)</p>
<p>"Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 9)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>По поводу претензий к качеству услуг</strong>:<br />
- Вы правомерно предложили бесплатное устранение недостатков, что соответствует законным способам удовлетворения требований потребителя<br />
- Заказчица не обязана принимать предложение об устранении недостатков и вправе требовать уменьшения цены<br />
- Недельный срок предъявления претензии может считаться разумным для обнаружения недостатков</p>
</li>
<li>
<p><strong>По предоставлению ИНН</strong>:<br />
- Закон о защите прав потребителей не обязывает вас предоставлять ИНН заказчику<br />
- Вы обязаны предоставить информацию о государственной регистрации, но не конкретно ИНН<br />
- Рекомендуется запросить у заказчицы письменное обоснование необходимости получения ИНН</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рекомендуемые действия</strong>:<br />
- Направьте заказчице официальный письменный ответ с повторным предложением бесплатного устранения недостатков<br />
- Предложите составить двусторонний акт о выявленных недостатках<br />
- При отказе от устранения недостатков рассмотрите возможность частичного возврата средств во избежание длительного спора<br />
- Сохраните все доказательства оказания услуги и коммуникации с заказчицей<br />
- При продолжении необоснованных требований рекомендуем обратиться к адвокату для консультации</p>
</li>
<li>
<p><strong>В случае эскалации конфликта</strong>:<br />
- Заказчица может обратиться в Роспотребнадзор или суд<br />
- Имейте в виду, что согласно закону: "За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность, предусмотренную законом или договором" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 13)</p>
</li>
</ol>
<p>При возникновении сомнений в добросовестности поведения заказчицы рекомендуется проконсультироваться с адвокатом для разработки оптимальной стратегии защиты ваших прав.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
10.09.2025 14:34