Возврат денег за платную гарантию при покупке телефона в рассрочку

Вопрос #23151

Создан 18.11.2025 11:03

Купил телефон в рассрочку, и в накладной был пункт про расширенную гарантию на весь срок рассрочки, которая оказалась платной. Сотрудник в магазине уверял, что её можно вернуть, просто отправив претензию по электронной почте той компании, что выдала эту гарантию. Я так и сделал, написал претензию в свободной форме, указал там данные из кассового чека и накладной, которые подтверждали покупку и условия гарантии. Подал всё это на пятый день после покупки, а через десять дней пришёл ответ с отказом, мол, по договору оферты возврат не предусмотрен. Теперь думаю, могу ли я всё-таки вернуть эти деньги, раз меня изначально обманули с возвратностью?
A
<h2 id="_1">Возврат денег за навязанную расширенную гарантию при покупке телефона в рассрочку</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы приобрели телефон в рассрочку с дополнительной платной услугой — расширенной гарантией. Сотрудник магазина устно сообщил о возможности возврата гарантии, однако в условиях договора оферты такой возможности не предусмотрено. Вы подали претензию на 5-й день после покупки и получили отказ.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Навязанная услуга и право на отказ</h4> <blockquote> <p>"Продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя. Потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной денежной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги)." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 16.1)</p> <p>"Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 16.1)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Право на отказ от договора оказания услуг</h4> <blockquote> <p>"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 32)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Ответственность за недостоверную информацию</h4> <blockquote> <p>"Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 12)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Недействительность условий договора</h4> <blockquote> <p>"Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 16)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_9">Ваши права</h4> <ol> <li> <p><strong>Услуга была навязана</strong> — расширенная гарантия является дополнительной платной услугой, которая не может навязываться при покупке основного товара.</p> </li> <li> <p><strong>Устные заверения имеют значение</strong> — информация, предоставленная сотрудником магазина, является частью договорных отношений, даже если она противоречит письменным условиям.</p> </li> <li> <p><strong>Вы имеете право на возврат</strong> — согласно закону о защите прав потребителей, вы можете отказаться от договора оказания услуг в любое время.</p> </li> </ol> <h4 id="_10">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Направьте письменную претензию</strong> в адрес продавца (магазина), а не только компании-гаранта:<br /> - Укажите, что услуга была навязана<br /> - Сослайтесь на устные заверения сотрудника<br /> - Требуйте возврата денежных средств за расширенную гарантию<br /> - Приложите копии документов о покупке</p> </li> <li> <p><strong>Срок рассмотрения претензии</strong> — 10 дней с момента получения.</p> </li> <li> <p><strong>В случае отказа или отсутствия ответа</strong>:<br /> - Обратитесь в Роспотребнадзор с жалобой на навязывание дополнительных услуг<br /> - Подайте иск в суд о защите прав потребителей</p> </li> <li> <p><strong>Дополнительные требования</strong>:<br /> - Можете требовать компенсации морального вреда<br /> - Взыскания неустойки за просрочку удовлетворения требований<br /> - Штрафа в размере 50% от присужденной суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований</p> </li> </ol> <h4 id="_11">Судебная перспектива</h4> <p>Суды обычно встают на сторону потребителей в подобных ситуациях, поскольку навязывание дополнительных услуг прямо запрещено законодательством о защите прав потребителей. Условие договора о невозможности возврата расширенной гарантии может быть признано недействительным как ущемляющее права потребителя.</p> <p><strong>Рекомендую обратиться к адвокату</strong>, специализирующемуся на защите прав потребителей, для подготовки грамотной претензии и, при необходимости, искового заявления.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

18.11.2025 11:10