Куда жаловаться на хамство водителя и что делать в такой ситуации

Вопрос #22177

Создан 14.11.2025 16:49

Сижу тут, думаю, водитель автобуса нагрубил, орал на меня, чуть ли не матом крыл. Не знаю, куда бежать, что делать. Может, в какую-то контору жаловаться или в полицию? Подскажите, пожалуйста, куда обращаться, и какие бумаги могут понадобиться, например, если есть свидетели или запись с телефона. Это вообще законно, что он так себя ведет?
A
<h2 id="_1">Грубое поведение водителя автобуса: куда обращаться и что делать</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Поведение водителя автобуса, выразившееся в крике и использовании нецензурной лексики в отношении пассажира, является нарушением законодательства. Такие действия могут квалифицироваться как административные правонарушения и дисциплинарные проступки.</p> <h3 id="_3">Правовая оценка действий водителя</h3> <h4 id="_4">Административная ответственность</h4> <p>Действия водителя могут подпадать под следующие составы административных правонарушений:</p> <blockquote> <p>"Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам... - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 20.1)</p> <p>"Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 5.61)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Дисциплинарная ответственность</h4> <p>Водитель как работник транспортной компании также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:</p> <blockquote> <p>"За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям" (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 192)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Куда можно подать жалобу</h3> <h4 id="1">1. Перевозчику (транспортной компании)</h4> <ul> <li>Подача письменной претензии или жалобы непосредственно перевозчику</li> <li>Срок рассмотрения: 30 дней</li> </ul> <blockquote> <p>"Перевозчики, фрахтовщики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии" (Источник: Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, статья 40)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Органы внутренних дел (полиция)</h4> <ul> <li>Для привлечения к административной ответственности за мелкое хулиганство или оскорбление</li> </ul> <blockquote> <p>"Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ... частями 1 и 2 статьи 20.1... настоящего Кодекса" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 23.3)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Органы исполнительной власти субъектов РФ</h4> <ul> <li>Для контроля в сфере перевозок пассажиров</li> </ul> <blockquote> <p>"Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, рассматривают дела об административных правонарушениях" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 23.36.2)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Доказательства и документы</h3> <h4 id="_8">Допустимые доказательства</h4> <blockquote> <p>"Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых... устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения... показания потерпевшего, свидетелей... а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 26.2)</p> <p>"К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи... и иные носители информации" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 26.7)</p> </blockquote> <h4 id="_9">Документы для подачи жалобы</h4> <p>При обращении в государственные органы необходимо указать:<br /> - Наименование органа или ФИО должностного лица<br /> - Свои ФИО и почтовый адрес для ответа<br /> - Суть жалобы<br /> - Личную подпись и дату</p> <blockquote> <p>"Гражданин в своем обращении в письменной форме в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления... либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица... а также свои фамилию, имя, отчество... почтовый адрес... излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 7)</p> </blockquote> <h3 id="_10">Рекомендации и выводы</h3> <ol> <li> <p><strong>Соберите доказательства</strong>: видеозапись с телефона, контакты свидетелей, данные автобуса (номер, маршрут, время происшествия)</p> </li> <li> <p><strong>Подайте жалобу перевозчику</strong> - это наиболее быстрый способ привлечения водителя к дисциплинарной ответственности</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь в полицию</strong> - если хотите привлечь водителя к административной ответственности за оскорбление или мелкое хулиганство</p> </li> <li> <p><strong>Подайте жалобу в региональные органы транспорта</strong> - для проведения проверки деятельности перевозчика</p> </li> <li> <p><strong>Срок рассмотрения обращений</strong> - 30 дней с возможностью продления еще на 30 дней</p> </li> </ol> <p>В сложных случаях или при отказе в удовлетворении требований рекомендую обратиться к адвокату для защиты ваших прав в судебном порядке.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

14.11.2025 16:55