Право на возврат денег за билет при незавершённой поездке из-за непогоды

Вопрос #20247

Создан 08.11.2025 05:07

Привет, купил билет на междугородний автобус, ехал из одного города в другой, но из-за плохой погоды, типа сильного дождя и ветра, автобус не доехал до конечной остановки и остановился в каком-то населённом пункте по пути. Я не смог добраться до места, за которое заплатил, и хочу вернуть деньги за неиспользованную часть поездки. Могу ли я это требовать по закону? Какие есть нормы в законодательстве о перевозках или защите прав потребителей, которые регулируют такие случаи? И что делать, если перевозчик отказывается, нужно ли писать претензию или обращаться в суд?
A
<h2 id="_1">Возврат денег за несостоявшуюся поездку на междугороднем автобусе</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>В вашей ситуации перевозчик не выполнил свою основную обязанность - доставить вас до пункта назначения, указанного в билете. Несмотря на то, что причиной стала неблагоприятная погода, это не освобождает перевозчика от обязанности вернуть вам деньги за неоказанную часть услуги.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Право на возврат денежных средств</h4> <blockquote> <p>"Пассажир имеет право: [...] в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию" (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 23 часть 1 пункт 3)</p> </blockquote> <p>Это означает, что даже если перевозка прервана по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика (включая погодные условия), вы имеете право на возврат денег за непроследованную часть маршрута.</p> <h4 id="_5">Сроки возврата денежных средств</h4> <blockquote> <p>"Возврат пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, не позднее чем в течение десяти дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования пассажира" (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 23 часть 2)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Порядок предъявления претензий</h4> <blockquote> <p>"Перевозчики, фрахтовщики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии" (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 40 часть 1)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Рекомендации и порядок действий</h3> <h4 id="1">1. Направление претензии перевозчику</h4> <ul> <li>Составьте письменную претензию с требованием о возврате денежных средств за непроследованную часть маршрута</li> <li>Укажите реквизиты билета, дату поездки, маршрут и обстоятельства прекращения поездки</li> <li>Приложите копию билета и другие подтверждающие документы</li> <li>Направьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении</li> </ul> <h4 id="2">2. Сроки ожидания ответа</h4> <ul> <li>Перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней</li> <li>В случае удовлетворения требований - деньги должны быть возвращены в течение 10 дней с момента предъявления требования</li> </ul> <h4 id="3">3. Дальнейшие действия при отказе</h4> <p>Если перевозчик откажет в удовлетворении претензии или не ответит в установленный срок:</p> <blockquote> <p>"До предъявления к перевозчикам, фрахтовщикам исков, вытекающих из договоров перевозок пассажиров или договоров фрахтования, к таким лицам могут быть предъявлены претензии" (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 39 часть 1)</p> </blockquote> <p>Вы можете обратиться в суд. При этом:</p> <blockquote> <p>"Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора" (Источник: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статья 17 часть 2)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы</h3> <ol> <li>Вы имеете полное право на возврат денежных средств за непроследованную часть маршрута, даже если поездка прервана из-за погодных условий</li> <li>Для защиты прав необходимо направить письменную претензию перевозчику</li> <li>При отказе или бездействии перевозчика обращайтесь в суд с иском о защите прав потребителей</li> <li>Рекомендую сохранить все документы, включая билет и доказательства направления претензии</li> </ol> <p>При сложностях с составлением документов или ведением спора рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на защите прав потребителей.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

08.11.2025 05:26