Как правильно действовать при явных признаках 'потребительского терроризма'

Вопрос #18895

Создан 02.11.2025 05:40

Клиент купил кухонный гарнитур на заказ, оплатил только половину стоимости, получил товар и подписал все документы при приемке. Потом, не доплатив оставшуюся сумму, сам начал сборку: собрал корпуса, прибил задние стенки и повесил элементы. Через какое-то время он пожаловался устно, что некоторые детали сделаны неправильно, но никаких доказательств не показал, только на словах. Мы были готовы заменить эти детали, но вдруг он захотел полностью отказаться от кухни. В принципе, мы могли бы согласиться, хоть и понесли убытки, но он еще потребовал, чтобы мы сами разобрали и демонтировали мебель, а мы категорически против, потому что не мы ее собирали, да и оплата не полная. Теперь, по совету своего юриста, он пришел оплатить остаток, но я сказал продавцу не брать деньги. Что делать в такой ситуации, явно пахнет 'потребительским терроризмом'?
A
<h2 id="_1">Отказ от кухонного гарнитура после самостоятельной сборки и неполной оплаты</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>В данной ситуации покупатель приобрел кухонный гарнитур на заказ, оплатил 50% стоимости, подписал документы при приемке товара без замечаний, самостоятельно собрал мебель и только потом заявил о наличии дефектов, не предоставив доказательств.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">О подписании документов при приемке</h4> <blockquote> <p>"Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), Статья 484)</p> </blockquote> <p>Факт подписания документов при приемке свидетельствует о принятии товара покупателем без видимых недостатков на момент передачи.</p> <h4 id="_5">О правах потребителя при недостатках товара</h4> <blockquote> <p>"Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки; потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 18)</p> </blockquote> <h4 id="_6">О невозможности обмена мебели надлежащего качества</h4> <blockquote> <p>"Мебельные гарнитуры бытового назначения" включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. (Источник: Постановление Правительства РФ N 2463, ПЕРЕЧЕНЬ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБМЕНУ)</p> </blockquote> <h4 id="_7">О неполной оплате товара</h4> <blockquote> <p>"Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), Статья 486)</p> </blockquote> <h4 id="_8">О встречном исполнении обязательств</h4> <blockquote> <p>"В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Статья 328)</p> </blockquote> <h3 id="_9">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Подписание документов при приемке</strong> свидетельствует о принятии товара покупателем без видимых недостатков на момент передачи.</p> </li> <li> <p><strong>Требование о полном отказе от договора</strong> может быть правомерным только при доказанных существенных недостатках товара. Устные заявления без доказательств не являются достаточным основанием.</p> </li> <li> <p><strong>Продавец не обязан демонтировать</strong> собранную покупателем мебель, поскольку:<br /> - Сборка осуществлялась покупателем самостоятельно<br /> - Сборка не входила в обязанности продавца (если иное не предусмотрено договором)</p> </li> <li> <p><strong>Отказ продавца принять оставшуюся оплату</strong> правомерен в условиях спора и неисполнения покупателем обязательств в полном объеме.</p> </li> <li> <p><strong>Мебельный гарнитур</strong> относится к товарам, не подлежащим возврату или обмену при надлежащем качестве.</p> </li> </ol> <h3 id="_10">Рекомендуемые действия</h3> <ol> <li> <p><strong>Предложить покупателю документально оформить претензию</strong> с указанием конкретных недостатков и предоставлением доказательств.</p> </li> <li> <p><strong>Настаивать на проведении экспертизы</strong> для установления наличия и причин возникновения недостатков:</p> <blockquote> <p>"В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", Статья 18)</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>Подготовить встречную претензию</strong> о взыскании оставшейся суммы оплаты и возможных убытков, связанных с простоем товара.</p> </li> <li> <p>В случае продолжения спора - <strong>обратиться к адвокату</strong> для подготовки к возможному судебному разбирательству.</p> </li> <li> <p>Рассмотреть возможность <strong>заключения мирового соглашения</strong> с учетом понесенных убытков и фактического использования товара покупателем.</p> </li> </ol> <p>Ситуация действительно имеет признаки недобросовестного поведения покупателя, однако для защиты своих прав необходимо действовать в строгом соответствии с законодательством и документально фиксировать все этапы взаимодействия с покупателем.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

02.11.2025 05:46