Вопросы по корректности оформления претензии и иска при нарушении сроков доставки и возврата денег

Вопрос #18225

Создан 30.10.2025 20:17

Здравствуйте. Ситуация: 10.09.2025 я сделал заказ в онлайн-магазине автозапчастей. В переписке продавец указал, что доставка займет 20-30 дней, но товар так и не пришел. 15.11.2025 я отменил заказ и написал заявление на вывод средств с личного кабинета сайта. Подтверждение пришло в мессенджере, и пообещали вернуть деньги в течение 10 дней. Через 9 дней я напомнил о приближающемся сроке возврата, мне сказали, что все сделают в ближайшие сутки. 24.11.2025 я снова напомнил, но получил очередное 'завтра'. В понедельник я подготовил претензию и иск по статье о необоснованном обогащении, указав в них все даты, суммы и нарушения, и отправил в переписку 25.11.2025. В ответ пришло сообщение, что документы приняты к рассмотрению. Вопросы: 1) Грамотно ли я составил претензию и иск, включив в них ссылки на закон о защите прав потребителей? 2) Не создаст ли проблем то, что оплата проводилась через платежную систему, а не напрямую продавцу, и реквизиты в платежке не совпадают с данными продавца? 3) Правильно ли я поступил, указав в документах контактные данные продавца, которые были на сайте магазина?
A
<h2 id="_1">Возврат денежных средств за непоставленный товар при дистанционной продаже</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы столкнулись с нарушением сроков доставки товара и последующим неисполнением продавцом обязательств по возврату предварительно оплаченных денежных средств. Рассмотрим ваши вопросы с точки зрения действующего законодательства.</p> <h4 id="1">1. Правомерность ссылок на нормы о неосновательном обогащении</h4> <p>Ваши действия по включению в претензию и иск ссылок как на Закон о защите прав потребителей, так и на нормы о неосновательном обогащении являются юридически грамотными.</p> <blockquote> <p>"Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 463)</p> <p>"В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 453)</p> <p>"Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 1102)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Способ оплаты через платежную систему</h4> <p>Оплата через платежную систему не создает проблем для возврата средств, поскольку:</p> <blockquote> <p>"Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 309)</p> <p>"При оплате товаров путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом по оплате товаров считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 16.1)</p> </blockquote> <p>Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом независимо от способа оплаты.</p> <h4 id="3">3. Указание контактных данных продавца</h4> <p>Вы правильно поступили, указав контактные данные продавца с сайта магазина:</p> <blockquote> <p>"Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 9)</p> <p>"Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 54)</p> </blockquote> <h3 id="_3">Дополнительные права потребителя</h3> <p>В вашей ситуации вы также имеете право на:</p> <blockquote> <p>"Неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 23.1)</p> <p>"Полное возмещение убытков, причиненных нарушением срока передачи предварительно оплаченного товара" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 23.1)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Ваши действия правильны</strong> - вы грамотно составили документы, использовав соответствующие нормы права.</p> </li> <li> <p><strong>Способ оплаты не влияет</strong> на ваше право требовать возврата средств с продавца.</p> </li> <li> <p><strong>Контактные данные с сайта</strong> являются надлежащими для направления претензии.</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендую дополнительно</strong>:<br /> - Рассчитать и потребовать неустойку за просрочку возврата денежных средств<br /> - Подготовить расчет убытков, если таковые имеются<br /> - Обратиться в суд, если в установленный законом срок требования не будут удовлетворены<br /> - Обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на защите прав потребителей</p> </li> <li> <p>Помните, что согласно статье 17 Закона о защите прав потребителей, вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.</p> </li> </ol> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

30.10.2025 20:23