Не могу оплатить кредит из-за блокировки счета. Здравствуйте. Банк заблокировал дебетовую карту по 115-ФЗ. Средства перевели на другой счет, но у меня есть кредитная карта в этом же банке. Когда настал срок очередного платежа, я не смогла его выполнить. При попытке перевода по номеру карты из другого банка платеж был отклонен. Оплата по реквизитам счета тоже не прошла. Обращалась в чат поддержки и на горячую линию банка. Мне сказали, что нужно внести оплату через кассу или банкомат. В нашем городе отделение банка без кассы. Я обратилась к консультанту в банке, и мы вместе внесли деньги через банкомат. Платеж составлял 700 рублей, а я внесла 1.500 рублей. Потом мне посоветовали написать в чат банка, чтобы разблокировали счет на день для поступления средств на кредитку. В чате ответили, что оплату не видят, и попросили предоставить чек. Банкомат чек не выдал, консультанты предложили сфотографировать идентификатор банкомата и отправить в чат для проверки. Я все сделала, как сказали. Но потом мне написали, что при заблокированном счете оплату можно внести только через кассу с паспортом или по реквизитам. Что сейчас: 1) Оплата по реквизитам отклоняется банком. 2) Через кассу оплатить не могу, так как в нашем городе ее нет. Чтобы поехать в другой город, нужно потратить на дорогу больше 3.000 рублей, что намного превышает сумму платежа. 3) Платеж не погашен, начисляются пени. 4) Банк давит на меня: постоянные звонки с требованиями погасить долг, мои объяснения игнорируют, твердят, что блокировка счета не освобождает от оплаты кредита! Но я не прошу освободить меня от оплаты, я хочу лишь иметь возможность погасить этот платеж. И ведь деньги я уже внесла. Разве это моя вина, что сотрудники банка сначала дали некомпетентные советы, помогли внести платеж через банкомат, а потом выяснилось, что при заблокированном счете так нельзя? Куда делись 1.500 рублей, непонятно. Обращение в банк оформили, но толку нет – проблема не решена. Отвечают шаблонными фразами. Я подала жалобу в Центральный банк, но боюсь, что и это не поможет. Ехать в другой город для оплаты нет денег, да и повторю, средства я уже внесла. В чате поддержки упорно твердят, что вины банка в ситуации нет. Подскажите, пожалуйста, есть ли выход из этого замкнутого круга и на чьей стороне в данном случае закон?
<h2 id="115-">Невозможность погашения кредита при блокировке счета по 115-ФЗ</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>В вашей ситуации возникла правовая коллизия: с одной стороны, банк обязан соблюдать требования 115-ФЗ о блокировке счетов, с другой стороны - вы как заемщик имеете право и обязательство исполнять кредитные обязательства.</p>
<h4 id="_2">Правовой анализ блокировки счета</h4>
<p>Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ, при блокировке счета банк обязан:</p>
<blockquote>
<p>"не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета" (Источник: Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ, Статья 7.7, пункт 5)</p>
</blockquote>
<p>Однако важное исключение содержится в том же законе:</p>
<blockquote>
<p>"операции в целях исполнения обязательств юридического лица (индивидуального предпринимателя) по кредитному договору, возникших у такого лица до применения к нему мер, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи" (Источник: Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ, Статья 7.7, пункт 6)</p>
</blockquote>
<p>Это означает, что банк обязан был обеспечить вам возможность погашения кредита, возникшего до блокировки счета.</p>
<h3 id="_3">Ответственность банка за действия сотрудников</h3>
<blockquote>
<p>"Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Статья 402)</p>
</blockquote>
<p>Сотрудники банка, помогавшие вам внести платеж через банкомат, действовали от имени банка, и банк несет ответственность за их некорректные консультации.</p>
<h3 id="_4">Судьба внесенных средств</h3>
<blockquote>
<p>"Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), Статья 1102)</p>
</blockquote>
<p>Средства в размере 1 500 рублей, внесенные через банкомат, подлежат возврату, поскольку не были зачислены на кредитный счет.</p>
<h3 id="_5">Правомерность начисления пеней</h3>
<blockquote>
<p>"Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 330)</p>
</blockquote>
<p>В вашем случае невозможность исполнения обязательства вызвана действиями самого банка, что исключает вашу ответственность за просрочку.</p>
<h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_7">На чьей стороне закон?</h4>
<p>Закон на вашей стороне по следующим основаниям:</p>
<ol>
<li>Банк нарушил обязанность обеспечить возможность погашения кредита при блокировке счета</li>
<li>Банк несет ответственность за некорректные консультации сотрудников</li>
<li>Начисление пеней неправомерно</li>
<li>Внесенные средства подлежат возврату</li>
</ol>
<h4 id="_8">Конкретные действия:</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Требуйте письменного ответа</strong> от банка с объяснением судьбы внесенных 1 500 рублей</p>
</li>
<li>
<p><strong>Настаивайте на прекращении начисления пеней</strong> со ссылкой на отсутствие вашей вины в просрочке</p>
</li>
<li>
<p><strong>Потребуйте предоставить альтернативный способ оплаты</strong> без дополнительных расходов с вашей стороны</p>
</li>
<li>
<p><strong>Подайте жалобу финансовому уполномоченному</strong> - это более эффективный способ досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обратитесь в суд</strong> в случае отсутствия реакции от банка, потребовав:<br />
- Признания неправомерными действий по начислению пеней<br />
- Возврата внесенных 1 500 рублей<br />
- Компенсации морального вреда<br />
- Судебных расходов</p>
</li>
</ol>
<p>Ваши дальнейшие действия должны быть направлены на документальную фиксацию всех обращений в банк и получение письменных ответов, которые будут доказательствами в случае судебного разбирательства.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
29.10.2025 19:51