Возможность компенсации за перепроданное место в самолете при невозвратных билетах

Вопрос #11681

Создан 11.10.2025 15:19

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, купили невозвратные билеты туда-обратно у авиакомпании, муж не смог полететь, я билеты не стала сдавать, все места оплачены, оставила, чтобы детям было свободнее. Потом на обратном рейсе узнала, что купленное место мужа выставили в продажу и продали, не сохранили за нами, компенсации никакой не предложили. В условиях покупки было указано, что билеты невозвратные, но я думала, что место останется нашим. Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность получить компенсацию? И насколько правомерно со стороны авиакомпании забирать оплаченное место и перепродавать его, особенно если это не оговорено в договоре? Заранее спасибо!
A
<h2 id="_1">Правомерность перепродажи оплаченного авиабилета и возможность получения компенсации</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы приобрели невозвратные авиабилеты туда-обратно для двух пассажиров. Один из пассажиров не воспользовался билетом в прямом направлении, но билет не был сдан. На обратном рейсе авиакомпания продала место этого пассажира другому лицу без уведомления вас и не предложила компенсацию.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Права авиакомпании при неиспользовании сегмента перелета</h4> <p>Согласно Федеральным авиационным правилам, если пассажир не воспользовался забронированным местом на каком-либо участке маршрута, он должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках:</p> <blockquote> <p>"Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира." (Источник: Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82, пункт 27)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Невозвратность билетов</h4> <p>Для невозвратных билетов действуют особые условия:</p> <blockquote> <p>"Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается" (Источник: Воздушный кодекс Российской Федерации, Статья 108)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Информационная обязанность перевозчика</h4> <p>Перевозчик обязан предоставить полную информацию об условиях перевозки:</p> <blockquote> <p>"При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: ... об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы" (Источник: Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82, пункт 37)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_8">Правомерность действий авиакомпании</h4> <ol> <li> <p><strong>Действия авиакомпании по перепродаже места формально правомерны</strong> - согласно пункту 27 Федеральных авиационных правил, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на последующих участках маршрута, если пассажир не сообщил о намерении продолжить перевозку.</p> </li> <li> <p><strong>Отсутствие обязанности сохранять место</strong> - при неиспользовании первого сегмента перелета без уведомления перевозчика, авиакомпания не обязана сохранять место на обратный рейс.</p> </li> </ol> <h4 id="_9">Возможность получения компенсации</h4> <ol> <li> <p><strong>Прямая компенсация маловероятна</strong> - поскольку билеты были невозвратными, и вы не уведомили авиакомпанию о намерении использовать обратный рейс.</p> </li> <li> <p><strong>Возможные основания для претензии</strong>:<br /> - Если в договоре перевозки или информации при покупке не было четкого указания на возможность аннулирования обратного рейса при неиспользовании прямого<br /> - Если авиакомпания не предоставила полную информацию о последствиях неиспользования первого сегмента</p> </li> </ol> <h4 id="_10">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Направьте претензию авиакомпании</strong> с требованием разъяснить правовые основания их действий со ссылкой на конкретные пункты договора.</p> </li> <li> <p><strong>Проверьте условия договора</strong> - если в условиях покупки действительно не было указано на возможность перепродажи места при неиспользовании первого сегмента, это может быть основанием для спора.</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь в Роспотребнадзор</strong> - если авиакомпания не предоставила полную информацию о последствиях неиспользования билета на первом сегменте.</p> </li> <li> <p><strong>Рассмотрите возможность обращения в суд</strong> - если стоимость билета значительна и вы считаете, что ваши права потребителя были нарушены.</p> </li> </ol> <p>Для более точной оценки перспектив спора рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на защите прав потребителей в сфере транспортных услуг, с полным пакетом документов (билеты, условия договора, переписка с авиакомпанией).</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

11.10.2025 15:29