Права продавца б/у товара при претензиях покупателя через 2 месяца на интернет-площадке

Вопрос #11604

Создан 11.10.2025 11:02

Здравствуйте! Я продавал объектив б/у на сайте объявлений, заранее написал в описании, что он не новый и у меня он второй по счету, использовался аккуратно. Прошло уже два месяца, и вдруг пишет покупатель, кидает какие-то фото или бумаги, где говорится, что объектив якобы пострадал от воды, типа там конденсат внутри, и требует с меня компенсацию или вернуть все деньги. Я в шоке, потому что при продаже все честно описал, никаких гарантий не давал. Скажите, имею ли я право вообще не отвечать ему и не возвращать никакие деньги, раз прошло столько времени и товар был б/у?
A
<h2 id="2">Продажа б/у объектива и претензии покупателя спустя 2 месяца</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы продали бывший в употреблении объектив через сайт объявлений, заранее указав в описании, что товар не новый и использовался аккуратно. Вы не предоставляли гарантии качества. Спустя два месяца после сделки покупатель предъявляет претензию о наличии конденсата внутри объектива и требует компенсацию или возврат денег.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Отношения между физическими лицами</h4> <blockquote> <p>"По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 454)</p> </blockquote> <p>Поскольку вы действовали как физическое лицо, а не как предприниматель, к вашим отношениям с покупателем применяются общие нормы Гражданского кодекса о купле-продаже, а не специальное законодательство о защите прав потребителей.</p> <h4 id="_4">Качество товара и ответственность продавца</h4> <blockquote> <p>"Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 469)</p> <p>"При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестветовара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 469)</p> <p>"Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 476)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Сроки предъявления претензий</h4> <blockquote> <p>"Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 477)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Вы не обязаны возвращать деньги</strong> - поскольку вы действовали как физическое лицо, не предоставляли гарантии и заранее предупредили о том, что товар б/у, у покупателя ограниченные возможности для предъявления претензий.</p> </li> <li> <p><strong>Бремя доказывания лежит на покупателе</strong> - согласно статье 476 ГК РФ, покупатель должен доказать, что недостаток (конденсат) существовал на момент передачи товара, а не возник в результате его эксплуатации в течение двух месяцев.</p> </li> <li> <p><strong>Срок предъявления претензий</strong> - хотя формально у покупателя есть 2 года для предъявления претензий, понятие "разумный срок" предполагает, что явные недостатки должны обнаруживаться вскоре после покупки. Два месяца для б/у товара могут считаться превышающим разумный срок.</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендуемые действия</strong>:<br /> - Попросите покупателя предоставить доказательства, что конденсат образовался не по его вине и существовал на момент продажи<br /> - Напомните, что товар продавался как б/у без гарантии<br /> - Если покупатель продолжает настаивать, предложите провести независимую экспертизу за его счет<br /> - В случае угроз или давления можете не отвечать на претензии</p> </li> <li> <p><strong>В случае судебного спора</strong> - шансы покупателя на удовлетворение иска невысоки, поскольку ему придется доказывать наличие недостатка на момент продажи, что спустя два месяца практически невозможно.</p> </li> </ol> <p>Рекомендую проконсультироваться с адвокатом, если покупатель обратится в суд, однако в настоящее время у вас есть веские основания для отказа в удовлетворении его требований.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

11.10.2025 11:09