Здравствуйте! Забронировала апартаменты через агрегатор Агрегатор А - на 5 ночей с полной предоплатой в приложении. На почту пришло подтверждение бронирования с контактами отеля, через пару часов после бронирования заселилась. Вечером первых суток решила изменить даты проживания и выехать на следующий день, то есть прожила только одну ночь из-за шумных соседей и общей неспокойной обстановки. Связалась с контактным лицом, которое, вероятно, является владельцем, через кого заселялась и вносила депозит, предупредила об освобождении номера в 12:00, спросила, где оставить ключи, получила ответ, все закрыла и выехала в срок. На следующий день утром напомнила о возврате депозита, его вернули, что подтверждает, что на вторые сутки меня уже не было. Записала на видео, как закрыла дверь и положила ключи в сейф для подстраховки. Параллельно общалась с поддержкой Агрегатора А по вопросу изменения дат проживания, указывая, что выехала после первых суток, так как по их условиям все изменения нужно согласовывать через них. Ждала ответа от службы рекламаций почти две недели, по вопросу возврата денег за непрожитые сутки. Агрегатор А ответил, что владелец на их запросы отказал в возврате, аргументируя это невозвратным тарифом, по которому при отмене взимается полная стоимость всех суток. После этого Агрегатор А сообщил, что больше не может помочь. По моему запросу Агрегатор А предоставил данные для составления претензии: ИНН и адрес без точных деталей, хотя дом многоквартирный. Написала владельцу, спросив данные для претензии, но он не предоставил, сославшись на то, что квартира в субаренде, условия установил не он, а агрегатор, и что заказ поступил от другого сайта, Агрегатора Б, деньги он еще не получил, и условия менять не собираются, деньги не вернут в счет штрафа за отмену. Хочу направить досудебную претензию на возврат денежных средств за непрожитые сутки, ссылаясь на неосновательное обогащение, и попытаться вернуть деньги добровольно. Вопросы: 1. Насколько сложно будет вернуть денежные средства, учитывая, что между клиентом и отельером выступают два агрегатора Агрегатор А и Агрегатор Б? По чеку об оплате указано проживание в гостинице и данные продавца - Агрегатор Б. 2. В адрес какого лица направлять досудебную претензию, если агрегатор предоставил только ИНН и неточный адрес отельера?
<h2 id="_1">Возврат средств за досрочный выезд из апартаментов: юридический анализ</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Вы заключили договор на проживание в апартаментах через агрегатор А с полной предоплатой за 5 ночей, но выехали досрочно после первой ночи по причине неблагоприятных условий проживания (шумные соседи, неспокойная обстановка). Вы действовали добросовестно: уведомили контактное лицо о выезде, вернули ключи, получили возврат депозита. Однако владелец отказал в возврате средств за непрожитые сутки, ссылаясь на невозвратный тариф.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Отношения между сторонами</h4>
<blockquote>
<p>"По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 779)</p>
<p>"Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 782)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Права потребителя при отказе от услуг</h4>
<blockquote>
<p>"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 32)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Неосновательное обогащение</h4>
<blockquote>
<p>"Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 1102)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Ответы на вопросы</h3>
<h4 id="1">1. Сложность возврата денежных средств</h4>
<p>Возврат средств возможен, но ситуация осложнена участием нескольких посредников. Ключевые моменты:</p>
<ul>
<li>Чек содержит данные агрегатора Б, что указывает на него как на продавца услуги</li>
<li>Агрегатор А выступает посредником при заключении договора</li>
<li>Владелец утверждает о субаренде и отсутствии получения денег</li>
</ul>
<blockquote>
<p>"Должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 403)</p>
</blockquote>
<h4 id="2">2. Надлежащий адресат для претензии</h4>
<p>Учитывая предоставленные агрегатором А данные (ИНН и неточный адрес), рекомендуется:</p>
<p><strong>Основной адресат</strong>: владелец апартаментов по предоставленным реквизитам<br />
<strong>Дополнительные адресаты</strong>: агрегатор А и агрегатор Б</p>
<blockquote>
<p>"Если иное не предусмотрено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 13)</p>
</blockquote>
<h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_9">Правовая позиция для претензии</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Обоснование досрочного выезда</strong> - ссылайтесь на невозможность использования услуги в полном объеме из-за неблагоприятных условий</p>
</li>
<li>
<p><strong>Применимость невозвратного тарифа</strong> - условия о невозвратном тарифе при отмене бронирования не должны применяться к случаю досрочного прекращения уже начавшегося исполнения договора</p>
</li>
<li>
<p><strong>Расчет суммы возврата</strong> - требовать возврат средств за 4 непрожитые ночи за вычетом фактически понесенных расходов исполнителя</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_10">Рекомендуемые действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Направьте досудебную претензию</strong> всем возможным ответчикам:<br />
- Владельцу апартаментов (по предоставленному ИНН и адресу)<br />
- Агрегатору А<br />
- Агрегатору Б (как указанному в чеке продавцу)</p>
</li>
<li>
<p><strong>В претензии укажите</strong>:<br />
- Обстоятельства досрочного выезда и невозможности использования услуги<br />
- Ссылки на статьи 782 ГК РФ и 32 Закона "О защите прав потребителей"<br />
- Требование о возврате средств за непрожитые сутки с расчетом<br />
- Срок для добровольного удовлетворения требований (10-14 дней)</p>
</li>
<li>
<p><strong>Подготовьте доказательства</strong>:<br />
- Подтверждение бронирования и оплаты<br />
- Переписку с агрегаторами и владельцем<br />
- Видеозапись сдачи ключей<br />
- Подтверждение возврата депозита</p>
</li>
<li>
<p><strong>При отказе в добровольном порядке</strong> обращайтесь в суд с иском о защите прав потребителя, где можно также потребовать:<br />
- Неустойку за просрочку удовлетворения требований<br />
- Штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований<br />
- Компенсацию морального вреда</p>
</li>
</ol>
<p>С учетом сложности ситуации и участия нескольких контрагентов, рекомендую проконсультироваться с адвокатом, специализирующимся на защите прав потребителей, для подготовки оптимальной правовой позиции.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
07.10.2025 10:51