<h2 id="-">Права студентки-инвалида при академической задолженности и отказе в академическом отпуске</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ситуация Вашей дочери требует комплексного анализа с точки зрения соблюдения ее прав как студентки и как инвалида. Исчерпание трех попыток сдачи экзамена создает академическую задолженность, однако статус инвалида предоставляет ей дополнительные гарантии.</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_3">Права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья</h4>
<p>Законодательство предусматривает специальные условия для получения образования инвалидами:</p>
<blockquote>
<p>"Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения." (Источник: Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 19)</p>
<p>"Обучающимся предоставляются академические права на: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, часть 1, пункт 2)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Организация обучения для инвалидов</h4>
<p>Для инвалидов образование должно организовываться с учетом их индивидуальных потребностей:</p>
<blockquote>
<p>"Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 79, часть 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Промежуточная аттестация и академическая задолженность</h4>
<p>По общему правилу для ликвидации академической задолженности предусмотрено:</p>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, часть 5)</p>
</blockquote>
<p>Для профессиональных образовательных программ установлено:</p>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, часть 11)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Защита от дискриминации</h4>
<p>Важно отметить принцип недопустимости дискриминации:</p>
<blockquote>
<p>"В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности." (Источник: Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 3.1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="1">1. Относительно дополнительной попытки сдачи экзамена</h4>
<p>Прямого законодательного положения о предоставлении дополнительных попыток сдачи экзамена для инвалидов в представленных нормах не содержится. Однако вуз обязан создавать специальные условия обучения с учетом состояния здоровья инвалидов. Отказ в учете медицинских показаний при организации аттестации может расцениваться как дискриминация.</p>
<p><strong>Рекомендация:</strong> Требовать от вуза создания специальных условий для сдачи экзамена с учетом медицинских рекомендаций и индивидуальной программы реабилитации.</p>
<h4 id="2">2. Относительно академического отпуска</h4>
<p>Закон предоставляет право на академический отпуск, но конкретные основания и порядок устанавливаются подзаконными актами, которые в предоставленном контексте отсутствуют.</p>
<p><strong>Рекомендация:</strong> Запросить у вуза письменный отказ с указанием причин и нормативных оснований. Обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая должна быть создана в вузе.</p>
<h4 id="3">3. План действий</h4>
<ol>
<li><strong>Официальное обращение</strong> к ректору вуза с требованием предоставить академический отпуск по медицинским показаниям с приложением всех медицинских документов.</li>
<li><strong>Требование создания специальных условий</strong> для сдачи экзамена с учетом инвалидности.</li>
<li><strong>Обращение в комиссию по урегулированию споров</strong> в случае повторного отказа.</li>
<li><strong>Жалоба в прокуратуру и Рособрнадзор</strong> при наличии признаков дискриминации по признаку инвалидности.</li>
<li><strong>Судебная защита</strong> как крайняя мера, учитывая, что "споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке."</li>
</ol>
<h4 id="4">4. Первоочередные шаги</h4>
<ul>
<li>Получить официальный письменный отказ от вуза с обоснованием</li>
<li>Проверить наличие в индивидуальной программе реабилитации рекомендаций относительно образовательного процесса</li>
<li>Обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве и защите прав инвалидов</li>
</ul>
<p>Помните, что отчисление студента-инвалида без учета его особых образовательных потребностей и без создания соответствующих условий может быть признано незаконным.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
25.09.2025 04:16