Возможность увольнения нового главой муниципального образования заместителя, назначенного предыдущим руководством

Вопрос #26965

Создан 01.12.2025 09:33

Бесплатный вопрос
Глава муниципального образования, который только что вступил в должность после недавних выборов в одном из регионов, размышляет, может ли он по своей воле расторгнуть трудовой договор с заместителем. Этот заместитель был назначен на позицию прежним главой ещё несколько лет назад, и в его трудовом контракте указаны определённые условия работы и обязанности, связанные с управлением местными проектами. Новый глава, ознакомившись с документами по кадровому делу, заметил, что заместитель часто не справляется с текущими задачами, но не знает, позволяет ли это ему просто так уволить сотрудника, особенно если в муниципальных правилах нет чётких указаний на такие случаи. Ещё есть моменты по поводу того, как это может повлиять на коллектив и не нарушатся ли какие-то процедуры, прописанные в местных актах.
A
<h2 id="_1">Правовые аспекты увольнения заместителя главы муниципального образования по инициативе нового главы</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы, как новый глава муниципального образования (представитель нанимателя/работодатель), рассматриваете возможность расторжения трудового договора с заместителем, который является муниципальным служащим. Основная причина — ваше мнение о том, что он часто не справляется с текущими задачами. Однако трудовое законодательство и законодательство о муниципальной службе не допускают увольнения по субъективному впечатлению; необходимо наличие конкретных, установленных законом оснований и соблюдение строгих процедур.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы и порядок действий</h3> <h4 id="1">1. Общие основания для увольнения по инициативе работодателя</h4> <p>Для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя применяются как общие основания Трудового кодекса РФ, так и специальные основания Федерального закона о муниципальной службе.</p> <blockquote> <p>"Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: ... 3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; 5) неоднократного неисполнения работника без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; ... 10) однократного грубого нарушения руководителем организации, его заместителями... своих трудовых обязанностей." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 81)</p> <p>"Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: ... 3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой...; 4) применения административного наказания в виде дисквалификации..." (Источник: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 19)</p> </blockquote> <p><strong>Вывод:</strong> Наиболее вероятными основаниями в вашей ситуации могут быть несоответствие должности (п. 3 ст. 81 ТК РФ) или неоднократное неисполнение трудовых обязанностей (п. 5 ст. 81 ТК РФ). Основания из ст. 19 ФЗ о муниципальной службе (коррупционные нарушения, дисквалификация) в описанной ситуации не усматриваются.</p> <h4 id="2">2. Специальные процедуры и их соблюдение</h4> <h5 id="3-81">А. Увольнение по несоответствию должности (п. 3 ст. 81 ТК РФ)</h5> <p>Это основание требует объективного подтверждения — проведения аттестации.</p> <blockquote> <p>"Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы." (Источник: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 18)<br /> "По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) ... в срок не более одного месяца со дня аттестации ... может ... уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации." (Источник: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 18)</p> </blockquote> <p><strong>Процедура:</strong> Необходимо инициировать и провести аттестацию в порядке, установленном муниципальным правовым актом. Только при отрицательном результате аттестации появляется основание для увольнения. При этом работнику должна быть предложена другая имеющаяся вакантная должность (при его согласии).</p> <h5 id="5-81">Б. Увольнение как дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК РФ)</h5> <p>Это основание применяется за неисполнение трудовых обязанностей по вине работника.</p> <blockquote> <p>"За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: ... 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям." (Источник: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 27)</p> <p>"До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. ... Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка..." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 193)</p> </blockquote> <p><strong>Процедура:</strong> Необходимо зафиксировать каждый факт неисполнения обязанностей (докладные записки, акты, невыполненные поручения), затребовать письменные объяснения от работника, и только при неоднократности таких проступков и наличии неснятого дисциплинарного взыскания возможно увольнение по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Простое мнение нового руководителя, без документальных доказательств, будет признано судом недостаточным.</p> <h5 id="_4">В. Учет мнения профсоюза (если работник является его членом)</h5> <blockquote> <p>"Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 82)</p> </blockquote> <h5 id="_5">Г. Местные нормативные акты</h5> <blockquote> <p>"Работодатели ... принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права ... в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством... Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством ... не подлежат применению." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 8)</p> </blockquote> <p>Если местные акты не содержат прямых указаний, применяются нормы федерального законодательства. Однако в них могут быть детализированы процедуры аттестации или правила внутреннего трудового распорядка, которые необходимо соблюдать.</p> <h4 id="3">3. Риски оспаривания увольнения и возможные последствия</h4> <p>Несоблюдение установленных законом оснований и процедур делает увольнение незаконным.</p> <blockquote> <p>"В случае признания увольнения ... незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган ... принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула..." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 394)</p> <p>"Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями ... работодателя, возмещается работнику в денежной форме..." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 237)</p> <p>"Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного ... увольнения..." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 234)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Нельзя уволить «просто так».</strong> Субъективная оценка нового руководителя о невыполнении задач <strong>не является</strong> самостоятельным основанием для увольнения. Необходимы объективные доказательства и соблюдение процедур.</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендуемые пути:</strong></p> <ul> <li><strong>Проведение аттестации.</strong> Это наиболее формализованный способ установить несоответствие должности. Изучите местное положение об аттестации, создайте комиссию и проведите её в строгом соответствии с законом. При отрицательном результате предложите заместителю вакантную должность (при наличии и его согласии) и только затем увольняйте.</li> <li><strong>Дисциплинарное производство.</strong> Если имеются конкретные факты неисполнения обязанностей, документируйте их, объявляйте замечания или выговоры в установленном порядке (ст. 193 ТК РФ). Увольнение по п. 5 ст. 81 ТК РФ возможно только при повторном нарушении и наличии неснятого взыскания.</li> <li><strong>Соглашение сторон.</strong> Наиболее быстрый и наименее рискованный способ.<br /> &gt; "Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 78)<br /> Вы можете предложить заместителю подписать соглашение о расторжении договора, возможно, с выплатой компенсации.</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Обязательно:</strong> Перед любыми действиями по увольнению запросите и тщательно изучите все кадровые документы заместителя: трудовой договор, должностную инструкцию, положения о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, а также местные нормативные акты, регулирующие муниципальную службу в вашем образовании.</p> </li> <li> <p><strong>Учитывайте влияние на коллектив.</strong> Резкое или воспринятое как несправедливое увольнение ключевого сотрудника может негативно сказаться на моральном климате и управлении проектами. Процесс должен быть максимально прозрачным и законным.</p> </li> </ol> <p><strong>Ввиду сложности процедур и высоких рисков судебного оспаривания, для подготовки всех необходимых документов и корректного проведения процедуры настоятельно рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на трудовом праве и вопросах муниципальной службы.</strong></p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

01.12.2025 10:33