Сокращение штата в дошкольном учреждении: законные способы противодействия и сохранения рабочих мест

Вопрос #2510

Создан 10.09.2025 08:05

Бесплатный вопрос
У нас в детском саду было штатное расписание: 32 воспитателя, 50 штатных единиц, 1 тьютор, 2 инструктора по физкультуре. Теперь по новому распоряжению, которое якобы основано на каких-то внутренних документах, воспитателей хотят сократить до 25, инструктора до 1,75, а тьютора вообще убрать. В саду 366 детей: 2 группы для малышей 2-3 лет по 20 человек, 8 обычных групп 3-6 лет до 34 детей в каждой, 4 коррекционные группы с 47 детьми, у которых есть заключения от комиссии по особым нуждам, также 2 ребенка требуют индивидуального тьюторского сопровождения, и 4 ребенка с инвалидностью. На каждой группе работают по два воспитателя, а по новому плану нужно уволить 6 воспитателей, тьютора и одного инструктора. Возможно ли как-то оставить прежнее штатное расписание? И как по трудовому кодексу и другим законам отстоять это, чтобы никого не сокращали, особенно учитывая нормы по укомплектованности персонала для детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью?
A
<h2 id="_1">Сокращение штата в детском саду с детьми с особыми образовательными потребностями</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании предоставленной информации, ситуация связана с планируемым сокращением штата воспитателей, инструкторов по физкультуре и исключением должности тьютора в детском саду, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, включая 4 ребенка с инвалидностью и 2 ребенка, требующих индивидуального тьюторского сопровождения.</p> <h3 id="_3">Применимые нормы законодательства</h3> <h4 id="_4">Требования к образованию детей с ОВЗ и инвалидностью</h4> <blockquote> <p>"Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 79)</p> <p>"Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) понимаются условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 79)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Обязанности педагогических работников</h4> <blockquote> <p>"учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48, пункт 6)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Процедура сокращения штата</h4> <blockquote> <p>"При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность)" (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 180)</p> <p>"О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения" (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 180)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Преимущественное право на оставление на работе</h4> <blockquote> <p>"При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией" (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 179)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Обязательность обеспечения специальных условий</strong> для детей с ОВЗ и инвалидностью означает, что сокращение штата не должно приводить к ухудшению условий получения образования этими детьми.</p> </li> <li> <p><strong>Тьюторское сопровождение</strong> для 2 детей, требующих индивидуального сопровождения, является обязательным в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальными программами реабилитации.</p> </li> <li> <p><strong>Процедурные нарушения</strong> при сокращении могут стать основанием для оспаривания решения:<br /> - Несоблюдение 2-месячного срока предупреждения<br /> - Непредложение альтернативных вакансий<br /> - Неучет преимущественного права отдельных категорий работников</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендуемые действия</strong>:<br /> - Запросить официальное обоснование сокращения с ссылками на нормативные документы<br /> - Обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений<br /> - Подать жалобу в государственную инспекцию труда<br /> - Обратиться в органы прокуратуры для проверки законности сокращения<br /> - Обжаловать решение в судебном порядке при наличии нарушений</p> </li> <li> <p><strong>Для защиты прав детей</strong> с ОВЗ и инвалидностью рекомендуется обратиться с коллективным заявлением от родителей в органы управления образованием с требованием обеспечить специальные условия образования в соответствии с законодательством.</p> </li> </ol> <p>Учитывая наличие детей, требующих специальных условий образования, сокращение штата педагогических работников может быть признано незаконным, если оно приведет к нарушению прав детей с ОВЗ и инвалидностью на качественное образование.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

10.09.2025 08:12