Повторное обучение во втором классе для ребенка с РАС

Вопрос #23592

Создан 19.11.2025 15:22

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, подскажите, как быть школе, если у ученика второго класса выявили и поставили диагноз расстройство аутистического спектра с умеренными нарушениями. Из медицинских заключений следует, что обучение для такого ребенка должно быть продленным и адаптированным. Можно ли оставить его на повторное обучение во втором классе, и какие документы или нормы закона это регулируют? Школа уже консультировалась с комиссией, но непонятно, как правильно оформить всё по закону, чтобы не было проблем.
A
<h2 id="_1">Организация повторного обучения для ученика с расстройством аутистического спектра</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ученику 2 класса диагностировано расстройство аутистического спектра с умеренными нарушениями, медицинское заключение рекомендует продленное и адаптированное обучение. Школа рассматривает возможность оставления ребенка на повторное обучение во 2 классе для создания оптимальных условий освоения образовательной программы.</p> <h3 id="_3">Правовые основания для организации повторного обучения</h3> <p>Согласно законодательству, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены специальные механизмы организации образовательного процесса:</p> <blockquote> <p>"Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, пункт 9)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Создание специальных условий для учащихся с ОВЗ</h3> <p>Законодательство обязывает образовательные организации создавать специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья:</p> <blockquote> <p>"создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 28, часть 6, пункт 4)</p> </blockquote> <h3 id="_5">Организация обучения для детей с РАС</h3> <p>Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра предусмотрены специальные формы организации образования:</p> <blockquote> <p>"Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми множественными нарушениями развития и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 79, пункт 5)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Роль родителей в принятии решения</h3> <p>Законодательство закрепляет важную роль родителей в принятии образовательных решений:</p> <blockquote> <p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 44, пункт 3.1)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Порядок оформления решения</h3> <p>Для изменения образовательных отношений установлен следующий порядок:</p> <blockquote> <p>"Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 57, пункт 3)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Правовая возможность</strong> - оставление на повторное обучение во 2 классе возможно по усмотрению родителей с учетом рекомендаций ПМПК.</p> </li> <li> <p><strong>Обязательные условия</strong>:<br /> - Наличие рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии<br /> - Согласие родителей (законных представителей)<br /> - Создание специальных образовательных условий</p> </li> <li> <p><strong>Процедура оформления</strong>:<br /> - Получить заключение ПМПК с конкретными рекомендациями<br /> - Получить письменное заявление от родителей о согласии на повторное обучение<br /> - Издать распорядительный акт образовательной организации<br /> - Разработать адаптированную образовательную программу</p> </li> <li> <p><strong>Альтернативные варианты</strong> - вместо повторного обучения можно рассмотреть перевод на обучение по адаптированной образовательной программе или индивидуальному учебному плану.</p> </li> </ol> <p>Рекомендуется получить подробные рекомендации от психолого-медико-педагогической комиссии и оформить все решения в письменной форме с соблюдением установленных процедур. При возникновении сложностей в толковании нормативных требований целесообразно обратиться за консультацией к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

19.11.2025 15:26