<h2 id="_1">Срок представления сведений в военкомат: календарные или рабочие дни?</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Вы представили сведения о новом сотруднике в военкомат в течение 5 рабочих дней с даты его трудоустройства, однако военкомат считает срок пропущенным, исчисляя его в календарных днях. Ранее вы применяли исчисление срока в рабочих днях без претензий со стороны проверяющих органов.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Срок представления сведений</h4>
<blockquote>
<p>"Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: ... направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений" (Источник: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статья 4, пункт 1)</p>
</blockquote>
<p>В указанной норме не конкретизируется, исчисляется ли срок в рабочих или календарных днях.</p>
<h4 id="_5">Ответственность за нарушение</h4>
<blockquote>
<p>"Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 21.4)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Общие правила исчисления сроков</h4>
<blockquote>
<p>"Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 4.8)</p>
</blockquote>
<p>Данная норма КоАП РФ относится к срокам, предусмотренным самим Кодексом, и не распространяется напрямую на сроки, установленные другими федеральными законами.</p>
<h3 id="_7">Возможности для оспаривания штрафа</h3>
<h4 id="_8">Презумпция невиновности и толкование сомнений</h4>
<blockquote>
<p>"Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 1.5)</p>
</blockquote>
<p>Неоднозначность трактовки срока (рабочие или календарные дни) может рассматриваться как неустранимое сомнение.</p>
<h4 id="_9">Малозначительность нарушения</h4>
<blockquote>
<p>"При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений, статья 2.9)</p>
</blockquote>
<h4 id="_10">Смягчающие обстоятельства</h4>
<blockquote>
<p>"Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: ... раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 4.2)</p>
</blockquote>
<h3 id="_11">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_12">Шансы на отмену или снижение штрафа</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Высокая вероятность успешного оспаривания</strong> - неоднозначность формулировки закона о сроке представления сведений является существенным аргументом в вашу пользу.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Доказательства добросовестности</strong> - наличие внутренних документов, подтверждающих соблюдение срока в рабочих днях, а также отсутствие претензий при предыдущих проверках свидетельствуют о добросовестном исполнении обязанностей.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Малозначительность нарушения</strong> - незначительное превышение срока (если таковое имеется) при отсутствии реальных негативных последствий может быть основанием для освобождения от ответственности.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_13">Рекомендуемые действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Подача жалобы на постановление</strong><br />
- Подайте жалобу в вышестоящий орган или районный суд в течение 10 дней с момента получения постановления<br />
- В жалобе укажите на неоднозначность трактовки срока и ссылайтесь на презумпцию невиновности</p>
</li>
<li>
<p><strong>Сбор доказательств</strong><br />
- Подготовьте внутренние документы, подтверждающие дату трудоустройства и дату отправки сведений<br />
- Соберите доказательства предыдущей практики без претензий со стороны военкомата</p>
</li>
<li>
<p><strong>Аргументация в суде</strong><br />
- Акцентируйте внимание на отсутствии четкого указания в законе на характер дней (рабочие/календарные)<br />
- Укажите на малозначительность нарушения и отсутствие реального вреда<br />
- Ссылайтесь на принцип толкования сомнений в пользу привлекаемого к ответственности</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рассмотрите возможность</strong> обращения к адвокату, специализирующемуся на административных спорах с военкоматами, для профессиональной подготовки процессуальных документов и представительства в суде.</p>
</li>
</ol>
<p>Учитывая неоднозначность нормативного регулирования и вашу добросовестную практику, шансы на отмену или значительное снижение штрафа оцениваются как высокие.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
14.11.2025 15:44