<h2 id="_1">Прохождение практики государственным служащим в том же учреждении</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Государственный служащий, уже работающий в государственном учреждении, планирует пройти учебную или производственную практику в этом же учреждении в рамках образовательной программы вуза. Рассмотрим правовые аспекты данной ситуации.</p>
<h3 id="_3">Применимые нормативные положения</h3>
<h4 id="_4">Право на совмещение работы и образования</h4>
<blockquote>
<p>"27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, пункт 27 части 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Организация практической подготовки</h4>
<blockquote>
<p>"Практическая подготовка может быть организована: 1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки; 2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 13, часть 7)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Требования к служебному поведению и предотвращению конфликта интересов</h4>
<blockquote>
<p>"5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;" (Источник: Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статья 18, пункт 5 части 1)</p>
<p>"13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;" (Источник: Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статья 18, пункт 13 части 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_7">Понятие конфликта интересов</h4>
<blockquote>
<p>"Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)." (Источник: Федеральный закон "О противодействии коррупции", статья 10, часть 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_8">Обязанности по урегулированию конфликта интересов</h4>
<blockquote>
<p>"Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя)... о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно." (Источник: Федеральный закон "О противодействии коррупции", статья 11, часть 2)</p>
</blockquote>
<h3 id="_9">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="1">1. Возможность прохождения практики</h4>
<p>Прохождение практики государственным служащим в том же учреждении формально не запрещено законодательством. Более того, закон об образовании прямо предусматривает право на совмещение работы с получением образования.</p>
<h4 id="2">2. Основные риски и ограничения</h4>
<p>Основной риск связан с возможным возникновением конфликта интересов, особенно если:<br />
- Практика предполагает выполнение функций, связанных с основной должностью<br />
- Возникает ситуация двойного подчинения<br />
- Практика может повлиять на объективность выполнения служебных обязанностей</p>
<h4 id="3">3. Обязательные процедуры</h4>
<ol>
<li><strong>Уведомление представителя нанимателя</strong> - гражданский служащий обязан уведомить руководство о возможности возникновения конфликта интересов</li>
<li><strong>Рассмотрение комиссией</strong> - в случае возникновения спора вопрос должен рассматриваться комиссией по урегулированию конфликтов интересов</li>
<li><strong>Заключение договора</strong> - между образовательной организацией и государственным органом должен быть заключен договор о практической подготовке</li>
</ol>
<h4 id="4">4. Рекомендации</h4>
<ul>
<li>Заблаговременно уведомить представителя нанимателя о планируемой практике</li>
<li>Получить письменное согласие руководства учреждения</li>
<li>Обеспечить, чтобы практика не мешала исполнению основных должностных обязанностей</li>
<li>Исключить ситуации, когда прохождение практики может создать преимущества или предпочтения в служебной деятельности</li>
<li>В случае возникновения сомнений проконсультироваться с комиссией по урегулированию конфликтов интересов</li>
</ul>
<p>Вид практики (учебная или производственная) не имеет принципиального значения с точки зрения ограничений - ключевым является оценка потенциального конфликта интересов в каждой конкретной ситуации.</p>
<p>При соблюдении процедур уведомления и урегулирования возможных конфликтов интересов прохождение практики в том же учреждении является допустимым.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
11.11.2025 11:17