<h2 id="-">Участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме: оплата рабочего времени</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Работа в психолого-педагогическом консилиуме школы является неотъемлемой частью образовательного процесса, однако ее правовой статус и порядок оплаты зависят от нескольких факторов.</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_3">Рабочее время педагогических работников</h4>
<blockquote>
<p>"Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 333)</p>
<p>"В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 47 часть 6)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Определение характера работы</h4>
<blockquote>
<p>"Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 60)</p>
<p>"Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 47 часть 6)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Оплата дополнительной работы</h4>
<blockquote>
<p>"При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 151)</p>
<p>"При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных... работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 149)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Роль локальных актов</h4>
<blockquote>
<p>"Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 47 часть 7)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Определите характер работы в консилиуме</strong>:<br />
- Если участие в психолого-педагогическом консилиуме предусмотрено вашей должностной инструкцией и трудовым договором как часть основных обязанностей, то эта работа входит в 36-часовую рабочую неделю и отдельно не оплачивается.<br />
- Если такая работа не предусмотрена трудовым договором и должностной инструкцией, она считается дополнительной нагрузкой.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Изучите локальные нормативные акты</strong>:<br />
- Внимательно ознакомьтесь с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и другими локальными актами школы.<br />
- Проверьте, предусмотрены ли в этих документах условия участия в консилиуме и порядок его оплаты.</p>
</li>
<li>
<p><strong>В случае дополнительной нагрузки</strong>:<br />
- Если работа в консилиуме проводится после основных занятий и превышает установленную продолжительность рабочего времени, она может рассматриваться как сверхурочная работа.<br />
- Требуйте письменного оформления дополнительного соглашения к трудовому договору с указанием размера доплаты.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Права работника</strong>:<br />
- Вы имеете право отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, уведомив работодателя в письменной форме.<br />
- Все разногласия по вопросам оплаты могут быть обжалованы в трудовой инспекции или суде.</p>
</li>
</ol>
<p><strong>Рекомендация</strong>: Для точного определения статуса вашей работы в консилиуме и порядка ее оплаты рекомендую получить письменную консультацию у адвоката, специализирующегося на трудовом праве, с предоставлением всех локальных актов вашей образовательной организации.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
22.10.2025 07:52