<h2 id="_1">Наем иностранного работника, включенного в реестр контролируемых лиц: правовые последствия и действия</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Ситуация с наймом иностранного гражданина из Таджикистана, включенного в реестр контролируемых лиц, является серьезным нарушением миграционного законодательства. Реестр контролируемых лиц ведется для учета иностранцев, не имеющих законных оснований для пребывания в России.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы и последствия</h3>
<h4 id="_4">Ответственность индивидуального предпринимателя</h4>
<blockquote>
<p>"Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, а равно оказание иностранному гражданину, включенному в реестр контролируемых лиц, предусмотренный законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, услуг, предоставление которых запрещается (ограничивается) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 18.9 часть 3)</p>
<p>"Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом... влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 18.15 часть 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Проверки контролирующих органов</h4>
<blockquote>
<p>"Основанием для проведения внеплановой проверки является:... поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований" (Источник: Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Статья 32 часть 5)</p>
<p>"Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней." (Источник: Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Статья 32 часть 7)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Положения иностранного работника</h4>
<blockquote>
<p>"В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней." (Источник: Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Статья 31 часть 1)</p>
<p>"Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом... - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 18.10 часть 1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_8">Неотложные действия для ИП:</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Немедленно прекратить трудовые отношения</strong> с иностранным работником, поскольку продолжение труда является правонарушением.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Проверить статус работника</strong> в реестре контролируемых лиц через официальные источники.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Подать уведомление</strong> о прекращении трудового договора в территориальный орган МВД в течение 3 рабочих дней.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_9">Действия для иностранного работника:</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Обратиться в территориальный орган МВД</strong> для выяснения оснований включения в реестр и возможностей легализации.</p>
</li>
<li>
<p><strong>В случае невозможности легализации</strong> - организовать выезд из России в установленные сроки.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_10">Минимизация рисков:</h4>
<ul>
<li>Проверять статус иностранных работников <strong>до</strong> заключения трудового договора</li>
<li>Требовать полный пакет документов, включая действующие разрешительные документы</li>
<li>Соблюдать все уведомительные процедуры при найме и увольнении</li>
</ul>
<h4 id="_11">Сроки урегулирования:</h4>
<p>В предоставленном контексте отсутствует информация о конкретных сроках до 1 июня. Рекомендуется обратиться в территориальный орган МВД для получения актуальной информации о возможностях урегулирования ситуации.</p>
<p>В связи с серьезностью возможных последствий (крупные штрафы, приостановление деятельности, административное выдворение работника) рекомендую немедленно обратиться к адвокату, специализирующемуся на миграционном праве, для разработки индивидуальной стратегии действий.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
10.10.2025 04:20