Кто должен принять бесхозные земли после распада садоводческого товарищества?

Вопрос #21819

Создан 12.11.2025 14:09

Садоводческое некоммерческое товарищество было ликвидировано больше трёх лет назад, и с тех пор общие территории, типа дорог и зон отдыха, остаются без кадастрового учёта, собственника на них нет. Раньше эти земли числились за каким-то сельскохозяйственным предприятием, которое тоже давно закрылось. Местный муниципалитет отказывается их брать, мотивируя это тем, что они никогда не были в их ведении. Кто по закону обязан взять на себя эти, как мне кажется, бесхозные земли? И куда вообще обращаться по этому поводу, чтобы не нарваться на отписки?
A
<h2 id="_1">Оформление бесхозяйных земель общего пользования после ликвидации СНТ</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>После ликвидации садоводческого некоммерческого товарищества и прекращения деятельности сельскохозяйственного предприятия земельные участки общего пользования (дороги, зоны отдыха) оказались без собственника и не стоят на кадастровом учете. Муниципалитет отказывается принимать их в свою собственность.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Правовой статус земель</h4> <blockquote> <p>"Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственника которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 225)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Обязанности органов местного самоуправления</h4> <blockquote> <p>"Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 225)</p> <p>"К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд... а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 11)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Процедура признания бесхозяйными</h4> <blockquote> <p>"По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 225)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Судебная защита</h4> <blockquote> <p>"Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 11)</p> <p>"Земельные споры рассматриваются в судебном порядке" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 64)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_9">Кто обязан принять земли</h4> <p>Муниципальное образование обязано принять бесхозяйные земли общего пользования на своей территории, даже если они ранее не числились в его ведении. Отказ муниципалитета неправомерен.</p> <h4 id="_10">Порядок действий</h4> <ol> <li> <p><strong>Обращение в орган местного самоуправления</strong> с требованием о принятии земель на учет как бесхозяйного имущества. Рекомендуется направить письменное заявление с приложением документов, подтверждающих ликвидацию СНТ и отсутствие собственника.</p> </li> <li> <p><strong>При отказе муниципалитета</strong> следует обжаловать его бездействие в судебном порядке. Можно требовать:<br /> - Признания отказа незаконным<br /> - Обязания принять земли на учет<br /> - Возмещения убытков, если таковые возникли</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в Росреестр</strong> с заявлением о постановке земель на кадастровый учет может осуществляться через суд, если муниципалитет уклоняется от своих обязанностей.</p> </li> </ol> <h4 id="_11">Сроки процедуры</h4> <ul> <li>Постановка на учет бесхозяйного имущества - по заявлению органа местного самоуправления</li> <li>Обращение в суд о признании права муниципальной собственности - не ранее чем через год после постановки на учет (для обычных объектов) или через 3 месяца (для инфраструктурных объектов)</li> </ul> <h4 id="_12">Рекомендации</h4> <ul> <li>Собрать документы о ликвидации СНТ и прекращении деятельности сельхозпредприятия</li> <li>Направить официальный запрос в муниципалитет с ссылкой на статью 225 ГК РФ</li> <li>При отрицательном ответе обратиться за помощью к адвокату для подготовки искового заявления в суд</li> <li>Рассмотреть возможность коллективного обращения от членов бывшего СНТ для усиления позиции</li> </ul> <p>Правовая позиция должна основываться на том, что земли общего пользования не могут оставаться без собственника, а обязанность по их содержанию и управлению возложена на органы местного самоуправления соответствующей территории.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

12.11.2025 14:19