<h2 id="_1">Приобретение физическим лицом нескольких земельных участков под ИЖС через аукционы</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>На основании предоставленной информации рассмотрим ситуацию, когда физическое лицо регулярно участвует в аукционах на аренду земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), приобретая по 3-4 участка в год в одном районе общей площадью около 1,5 га.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Ограничения по количеству и площади участков</h4>
<p>В представленных нормативных актах <strong>не установлены прямые ограничения</strong> на количество земельных участков под ИЖС, которые одно физическое лицо может арендовать через аукционы, а также предельные размеры общей площади таких участков.</p>
<blockquote>
<p>"Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 43)</p>
</blockquote>
<p>Однако следует учитывать, что предельные размеры земельных участков могут устанавливаться на местном уровне:</p>
<blockquote>
<p>"Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" устанавливаются в правилах землепользования и застройки (Источник: Градостроительный кодекс Российской Федерации, статья 30)</p>
<p>"Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 11.9)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Антимонопольные риски</h4>
<p>Действия группы лиц, регулярно выигрывающих аукционы, могут нарушать антимонопольное законодательство:</p>
<blockquote>
<p>"Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к: ... повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров" (Источник: Федеральный закон "О защите конкуренции", статья 11.1)</p>
<p>"Запрещаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона" (Источник: Федеральный закон "О защите конкуренции", статья 14.8)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Риск признания действий недобросовестными</h4>
<blockquote>
<p>"Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 10)</p>
</blockquote>
<h4 id="_7">Последствия нарушений</h4>
<p>В случае выявления нарушений могут применяться следующие последствия:</p>
<blockquote>
<p>"Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 449)</p>
<p>"Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными" (Источник: Федеральный закон "О защите конкуренции", статья 17)</p>
</blockquote>
<h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Прямых законодательных ограничений</strong> на количество приобретаемых земельных участков под ИЖС или их общую площадь для одного физического лица не установлено.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Риски возникают</strong> в случае, если:<br />
- Действия группы лиц носят признаки согласованных действий, ограничивающих конкуренцию<br />
- Нарушаются правила проведения торгов<br />
- Действия квалифицируются как злоупотребление правом</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рекомендуется</strong>:<br />
- Обратиться в антимонопольный орган при наличии признаков сговора участников торгов<br />
- Проверить соблюдение предельных размеров земельных участков согласно местным правилам землепользования и застройки<br />
- Проконсультироваться с адвокатом для оценки перспектив оспаривания результатов торгов</p>
</li>
<li>
<p>Для точной оценки ситуации необходимо изучить правила землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, которые могут устанавливать дополнительные ограничения.</p>
</li>
</ol>
<p>Если вы считаете, что имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, целесообразно обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную антимонопольную службу.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
31.10.2025 14:59