<h2 id="-">Присоединение земельного участка из улично-дорожной сети к участку под ИЖС</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваша ситуация связана с попыткой присоединения земельного участка, относящегося к улично-дорожной сети, к существующему участку под ИЖС с изменением вида разрешенного использования. Это сложная процедура, имеющая существенные правовые ограничения.</p>
<h3 id="_2">Правовые ограничения</h3>
<h4 id="-_1">Участок в составе улично-дорожной сети</h4>
<blockquote>
<p>"автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги" (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", статья 3)</p>
<p>"полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений" (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", статья 3)</p>
</blockquote>
<h4 id="_3">Ограничения использования земель транспорта</h4>
<blockquote>
<p>"В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса" (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", статья 25)</p>
</blockquote>
<h3 id="_4">Проблемы присоединения</h3>
<h4 id="_5">Категория земель</h4>
<blockquote>
<p>"Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 90)</p>
</blockquote>
<p>Участок, относящийся к улично-дорожной сети, находится в категории земель транспорта, в то время как ваш участок под ИЖС относится к землям населенных пунктов.</p>
<h4 id="_6">Ограничения при образовании участков</h4>
<blockquote>
<p>"Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 11.9)</p>
<p>"Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 11.9)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Процедурные вопросы</h3>
<h4 id="_8">Объединение участков</h4>
<blockquote>
<p>"При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается" (Источник: Земельный кодекс Российской Федерации, статья 11.6)</p>
</blockquote>
<h4 id="_9">Межевание и кадастровый учет</h4>
<blockquote>
<p>"межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка)" (Источник: Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статья 14)</p>
</blockquote>
<h4 id="_10">Изменение ВРИ</h4>
<blockquote>
<p>"Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования" (Источник: Градостроительный кодекс Российской Федерации, статья 37)</p>
</blockquote>
<h3 id="_11">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_12">Основные препятствия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Категориальный запрет</strong>: Участок из улично-дорожной сети относится к землям транспорта и имеет специальное целевое назначение.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Функциональные ограничения</strong>: Использование таких участков для ИЖС прямо запрещено законодательством.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Территориальные зоны</strong>: Участок, вероятно, находится в зоне инженерной и транспортной инфраструктур, где размещение жилых объектов не допускается.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_13">Рекомендации</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Отказаться от покупки</strong> данного участка для целей присоединения к ИЖС, так как это практически невозможно с юридической точки зрения.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Проверить документацию</strong>: Уточнить в местной администрации:<br />
- Категорию земель приобретаемого участка<br />
- Территориальную зону по правилам землепользования и застройки<br />
- Наличие ограничений в виде полосы отвода или придорожных полос</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рассмотреть альтернативы</strong>: Если необходим дополнительный земельный участок, искать варианты, не относящиеся к землям транспорта и улично-дорожной сети.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Консультация специалиста</strong>: Рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на земельном праве, для детального анализа конкретной ситуации и возможных рисков.</p>
</li>
</ol>
<p><strong>Важно</strong>: Попытка изменить целевое назначение земельного участка из состава улично-дорожной сети для ИЖС с высокой вероятностью приведет к отказу в согласованиях и может быть признана нарушением законодательства с применением соответствующих санкций.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
27.10.2025 14:58