Правовые основания для приостановки расширения дороги и защиты зеленой зоны

Вопрос #12226

Создан 13.10.2025 13:14

Администрация города Иркутска собирается убрать буферную зеленую зону между дорогой и жилыми домами, чтобы расширить дорожное полотно на одну полосу для общественного транспорта, длиной всего 600 метров. Власти говорят, что это разгрузит движение и даст приоритет транспорту, но жители против, потому что уничтожение зрелых деревьев ухудшит воздух, шум в квартирах станет сильнее, да и сама идея такой короткой полосы кажется бесполезной для разгрузки. На какие законы или нормативы можно опереться, чтобы остановить это? Может, стоит запросить у Администрации какие-то бумаги, типа проектов или обоснований, чтобы лучше во всем разобраться и понять, нет ли нарушений по охране природы или шумовым нормам.
A
<h2 id="_1">Защита буферной зеленой зоны от уничтожения для расширения дороги</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Планируемое уничтожение буферной зеленой зоны между дорогой и жилыми домами для расширения дорожного полотна затрагивает несколько аспектов охраны окружающей среды и прав граждан на благоприятную среду.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Охрана зеленых насаждений</h4> <blockquote> <p>"Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения." (Источник: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 61)</p> <p>"В лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, запрещаются сплошные рубки лесных и иных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации." (Источник: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 62.5)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Требования к охране окружающей среды при градостроительной деятельности</h4> <blockquote> <p>"Территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия." (Источник: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 35)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Экологическая экспертиза и оценка воздействия</h4> <blockquote> <p>"Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду." (Источник: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 33)</p> <p>"Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду." (Источник: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 32)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Права граждан и общественное участие</h4> <blockquote> <p>"При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума." (Источник: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 13)</p> <p>"Граждане имеют право: создавать общественные объединения... направлять обращения в органы государственной власти... о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях... а также принимать участие в общественных обсуждениях при проведении оценки воздействия на окружающую среду; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке." (Источник: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 11)</p> </blockquote> <h4 id="-">Санитарно-эпидемиологические требования</h4> <blockquote> <p>"Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях... не должен оказывать вредное воздействие на человека." (Источник: Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статья 20)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_9">На какие нормы можно опереться:</h4> <ol> <li> <p><strong>Запрет на уничтожение зеленого фонда</strong> - статья 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" прямо запрещает деятельность, нарушающую экологические функции зеленых насаждений.</p> </li> <li> <p><strong>Требование проведения оценки воздействия на окружающую среду</strong> - администрация обязана провести ОВОС для такого проекта.</p> </li> <li> <p><strong>Возможность требования экологической экспертизы</strong> - если проект может оказать значительное воздействие на окружающую среду, требуется государственная экологическая экспертиза.</p> </li> <li> <p><strong>Право на общественное участие</strong> - жители имеют право участвовать в обсуждении проекта и могут инициировать общественную экологическую экспертизу.</p> </li> </ol> <h4 id="_10">Какие документы запрашивать у администрации:</h4> <ol> <li>Проектную документацию с мероприятиями по охране окружающей среды</li> <li>Материалы оценки воздействия на окружающую среду</li> <li>Заключение государственной экологической экспертизы (если проводилась)</li> <li>Расчеты шумового воздействия после уничтожения зеленой зоны</li> <li>Обоснование выбора именно этого варианта расширения дороги</li> </ol> <h4 id="_11">Рекомендуемые действия:</h4> <ol> <li>Направить официальный запрос в администрацию о предоставлении всей проектной документации.</li> <li>Инициировать проведение общественной экологической экспертизы.</li> <li>Организовать общественные обсуждения проекта.</li> <li>При отсутствии ответа или предоставления документов обратиться в прокуратуру и Роспотребнадзор.</li> <li>В случае выявления нарушений - обращаться в суд с требованием отменить решение о реализации проекта.</li> </ol> <p>Если администрация отказывается предоставлять документы или игнорирует требования законодательства, рекомендую обратиться к адвокату для подготовки искового заявления о признании решения незаконным.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

13.10.2025 13:23