Раздел: Уголовное право
Создана: 18.02.2021 08:00
В третьем чтении 23 декабря Госдума приняла поправки в так называемый «законопроект об иностранных агентах». Само понятие для российского законодательства не ново – его появление датируется 2012-м годом. Тогда подобный термин создавался с расчётом на введение единого реестра подобных организаций с целью контролировать их деятельность. Сама организация может быть признана иностранным агентом, если участвует в политической деятельности на территории РФ, получая при этом финансирование из-за рубежа. Позднее, а конкретнее – в 2019-м году, была создана Комиссия по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Её председатель, Василий Пискарев, являющийся одним из инициаторов внесения изменений, так комментирует необходимость поправок: «Законопроект как раз и является результатом исполнения конституционных положений о защите суверенитета РФ и недопущения вмешательства во внутренние дела нашего государства».
Оглавление
История закона об иностранных агентах
Впервые термин «иностранный агент» появился в 121-ФЗ, а точнее – в федеральном законе от 20.07.2012. Сам закон пояснял принципы регулирования деятельности некоммерческих организаций, которые выполняют функции иностранного агента. Согласно принятому тогда проекту, под термином иноагента понималось любое «общественное объединение, получающее денежные средства и иное имущество от иностранных источников». При этом подвергаться регулированию со стороны госорганов должна и информация, издаваемая такой организацией. К ней относится деятельности, информация или «политические акции в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».
Регулирование НКО, по мнению авторов инцииативы, нужно было затем, что якобы первичная цель некоммерческих организаций в виде создания социально значимых и благотворительных учреждений может использоваться ради оказания политического давления. По этой причине ещё на стадии обсуждения законопроекта было предложено исключить из политической деятельности деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества. Подобное решение позволяет большинству НКО продолжать свою деятельность, не опасаясь санкций со стороны государства.
Формально НКО должна соответствовать нескольким признакам, прописанным в федеральном законе, чтобы быть признанной иностранным агентом:
Трактовка законопроекта 2012-го года была довольно непрозрачной – в качестве пояснения, за что могут наказать наличествовала только статья 239 УК РФ. Санкции же со стороны государства предлагалось закрепить на уровне уголовного наказания: штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работами на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Также примечателен тот факт, что иностранное финансирование, а точнее – его размер, никак не закреплены в законопроекте. Упоминается только 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в котором говорится о контроле переводов сумм, превышающих 200 тыс. рублей.
Попадание в список иностранных агентов ставит перед некоммерческими организациями сразу несколько обязательств:
Злостное уклонение от обязанностей предоставления отчётов в Министерство юстиции и маркирования материалов и публикаций наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей.
Однако самым главным «наказанием» для подобных НКО станет обязательство маркировать себя и выпускаемые материалы как «иностранный агент». Сам термин несёт в себе отрицательную коннотацию, так как является близким по смыслу к «шпиону». Толковый словарь Д. Н. Ушакова даёт следующие определения для «шпиона»: «агент, занимающийся сыском, слежкой за кем-нибудь» и «человек, выведывающий государственные и в особенности военные тайны какого-нибудь государства и сообщающий их другому государству». Подобная маркированность фактически приравнивает иностранного агента ко «врагу народа», что обеспечивает репутационные потери организации.
Комиссия по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России
Данная комиссия была создана в конце 2019-го года. В её задачи входит изучение и анализ фактов вмешательства во внутренние дела России. Помимо этого, орган занимается предложениями по принятию мер предотвращения инцидентов вмешательства в политику государства. Комиссия может по своему усмотрению направлять результаты и запросы в правоохранительные органы с целью дополнения и предоставления подобных вмешательств.
«Итогом работы Комиссии станет не только исследование и анализ обозначенных и иных случаев вмешательства иностранных держав во внутренние дела нашей страны. В первую очередь мы намерены подготовить законодательные предложения, направленные на противодействие внешнему вмешательству и защите суверенитета РФ. Мы также готовы будем предоставить доклады о выявленных Комиссией фактах вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ в ПАСЕ, Парламентские ассамблеи ОБСЕ, ОДКБ и иные межпарламентские структуры, международные общественные организации и средства массовой информации», — сообщил Василий Пискарев.

Поправки от 23 декабря 2020 года
Одним из самых главных изменений, внесённых в ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Согласно принятым поправкам, теперь статус иноагента могут получать и физические лица. Для удовлетворения параметрам иностранного агента достаточно получать финансирование из-за границы, а также распространять информацию касательно политической деятельности России. Кроме того, законопроект запрещает иностранным агентам занимать должности на государственной и муниципальной службе, также им запрещен допуск к государственной тайне. К тому же на них распространят требование обязательно указывать при публикации любых своих новостей и материалов, что они относятся к иноагентам. При публикации в СМИ и интернете будет требование указывать связь с иноагентом организации, которая получила такой статус, и любого ее сотрудника.
Новые изменения в Законодательстве устанавливают дополнительные меры национальной безопасности в сфере вмешательства во внутренние дела РФ. Так, например, расширяется перечень требований к физ. лицам-иноагентам. Касается это в первую очередь расширения понятия «политическая деятельность». Теперь сюда относятся:
Наказание за злостное нарушение требований закона теперь грозит тюрьмой нарушителю. Если раньше высшей мерой наказания был штраф в размере до 300 тыс. рублей, то сейчас – лишение свободы на срок до 5 лет. Однако при незаявлении о своём статусе потенциальный иностранный агент сначала получает штраф в размере 30-50 тыс. рублей. И только после повторного отказа в регистрации лицо рискует получить реальный тюремный срок.
Также поправки обязывают СМИ маркировать материалы с участием самих иностранных агентов либо же при упоминании подобных организаций. Подобная маркировка уже присутствует применительно к упоминаниям запрещённых в РФ организаций. За несоответствие данным требованиям СМИ будет грозить штраф либо же статус иноагента за распространение информации от иностранных агентов.
Подобные действия вызвали критику ещё до принятия законопроекта. Так, например, высказалась Нюта Федермессер, руководитель Центра паллиативной помощи и учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». По мнению Федермессер, опосредованно иностранные средства имеются у многих организаций, приводя в пример ОНФ: «Я не исключаю, что и Общероссийский народный фронт может оказаться пострадавшим в результате принятия такого закона, потому что опосредованно иностранные средства есть у огромного количества компаний, которые в том числе и в ОНФ во время пандемии переводили деньги». При этом член центрального штаба ОНФ заявила, что, по сути, все некоммерческие организации (НКО), «которые работают в социальной сфере и которые зарекомендовали себя как эффективные <...>, безусловно, занимаются политической деятельностью».
Создана: 12.02.2021 08:23
В конце декабря 2020-го года Госдума приняла поправки в Федеральный закон. Согласно новому законопроекту, социальные сети обязаны самостоятельно заниматься модерацией нежелательного и запрещённого кон...
Создана: 18.05.2021 09:39
Трудовое/профессиональное право
Работа сотрудников внутри компании регламентируется в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, а именно положением о нормированном рабочем дне. Вместе с тем существует и понятие ненормированного рабочего ...
Создана: 02.03.2021 12:31
Большую моральную и финансовую нагрузку на семью оказывает появление в ней ребёнка. Особенно это становится очевидно при появлении двух или трёх детей, развитие и воспитание которых занимает много вре...
Создана: 25.05.2021 10:15
Финансовое/предпринимательское право
Просто так взять и стать собственником автомобиля нельзя требуется его государственная регистрация в ГИБДД, а также ежегодная плата по транспортному налогу. При этом владельцы абсолютно разных транспо...
Создана: 17.11.2021 11:45
В брачном договоре закрепляются материальные (имущественные) права и обязанности супругов в период нахождения в браке, а также после его расторжения. Порядок его заключения и основные положения регули...
Создана: 01.03.2021 14:39
Преступления, связанные со сбытом и реализацией наркотиков, являются большой проблемой современного российского общества. Согласно статистике МВД, ежегодно количество осуждённых растёт, составляя боле...