Возможность заключения дополнительного контракта военнослужащим с другим ведомством без расторжения действующего договора для участия в специальных операциях

Вопрос #32409

Создан 18.12.2025 16:49

Бесплатный вопрос
Может ли военнослужащий, который уже подписал контракт до предельного возраста службы с одним ведомством, например, с Федеральным агентством специального назначения, ещё оформить контракт с Министерством обороны, чтобы участвовать в специальной военной миссии, при этом не увольняясь и не разрывая первый контракт? Интересует, как это регулируется законодательством, нет ли здесь противоречий с правилами о подчинённости или конфликтах интересов. Также, если есть какие-то нормы о временном переводе или совместительстве в военной сфере, которые могут применяться в таких ситуациях. Хотелось бы узнать практические аспекты, не приведёт ли это к каким-то дисциплинарным мерам или сложностям с выплатами и статусом.
A
<h2 id="_1">Участие военнослужащего в специальной военной миссии без расторжения действующего контракта с другим ведомством</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ваша ситуация предполагает, что военнослужащий, уже находящийся на службе по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти (например, ФАСП), желает заключить параллельный контракт с Министерством обороны РФ для участия в специальной военной операции, не прекращая первый контракт. С правовой точки зрения такая конструкция сталкивается с рядом фундаментальных ограничений.</p> <h3 id="_3">Применимые нормы законодательства</h3> <h4 id="1">1. Невозможность занятия двух воинских должностей и действия двух контрактов одновременно</h4> <p>Федеральное законодательство прямо устанавливает принцип, согласно которому военнослужащий может занимать только одну воинскую должность и, соответственно, находиться на службе только по одному контракту.</p> <blockquote> <p>"Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность." (Источник: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статья 42, пункт 1)</p> </blockquote> <p>Кроме того, законодательство о контракте предполагает, что заключение нового контракта прекращает действие предыдущего, а не существует параллельно с ним.</p> <blockquote> <p>"Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом... и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы..." (Источник: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статья 32, пункт 4)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Запрет на совместительство для военнослужащих</h4> <p>Статус военнослужащих накладывает строгие ограничения на возможность заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Служба по контракту в другом ведомстве не подпадает под разрешенные исключения.</p> <blockquote> <p>"Военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности..." (Источник: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статья 10, пункт 7 части 7)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Проблемы с подчинённостью, дисциплиной и конфликтом интересов</h4> <p>Военная служба строится на принципе единоначалия и строгой подчинённости. Нахождение в двойном подчинении двум различным ведомствам создаёт непреодолимый конфликт интересов и делает невозможным исполнение обязанностей.</p> <blockquote> <p>"Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность... лица... влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)." (Источник: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статья 10, пункт 1)</p> </blockquote> <p>Общевоинские уставы закрепляют, что командир является единоначальником и отвечает за подчинённый личный состав. Наличие другого командира из иного ведомства разрушает эту систему.</p> <h4 id="4">4. Дисциплинарная ответственность за нарушение режима службы</h4> <p>Попытка исполнять обязанности по двум контрактам неизбежно приведёт к нарушениям, которые квалифицируются как грубые дисциплинарные проступки.</p> <blockquote> <p>"Отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени" является грубым дисциплинарным проступком. (Источник: Приложение N 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ)<br /> "Уклонение от исполнения обязанностей военной службы" также является грубым дисциплинарным проступком. (Источник: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статья 28.5, пункт 2)</p> </blockquote> <p>За такие проступки военнослужащий может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, вплоть до досрочного увольнения.</p> <blockquote> <p>"Досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта" является видом дисциплинарного взыскания. (Источник: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статья 28.4, пункт 2)</p> </blockquote> <h4 id="5">5. Существующие законные механизмы перевода</h4> <p>Законодательством предусмотрен не механизм "двойного" контракта, а процедура перевода военнослужащего из одного ведомства в другое.</p> <blockquote> <p>"Военнослужащие... могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы: из одного федерального органа исполнительной власти... в котором... предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти..." (Источник: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статья 44, пункт 2)</p> </blockquote> <h4 id="6">6. Отдельный статус для участия в специальной военной операции</h4> <p>Для участия в специальной военной операции законодательством могут устанавливаться особые правила привлечения к ответственности, но это не отменяет базовых принципов прохождения службы.</p> <blockquote> <p>"В отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции... федеральными законами могут устанавливаться особенности привлечения таких военнослужащих к дисциплинарной ответственности." (Источник: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статья 28, пункт 3)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Невозможность "двойного" контракта</strong>: Заключить второй контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны, не расторгая действующий контракт с другим ведомством, <strong>запрещено федеральным законодательством</strong>. Такие действия будут являться нарушением закона.</p> </li> <li> <p><strong>Правовые последствия</strong>: Попытка реализовать эту схему приведёт к множественным нарушениям:</p> <ul> <li>Нарушение запрета на занятие иной оплачиваемой деятельностью.</li> <li>Создание неустранимого конфликта интересов и двойного подчинения.</li> <li>Совершение грубых дисциплинарных проступков (отсутствие на месте службы, уклонение от обязанностей).</li> <li>Невыполнение условий действующего контракта.</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Риск ответственности</strong>: Военнослужащий может быть привлечён к дисциплинарной ответственности по действующему контракту, вплоть до <strong>досрочного увольнения за невыполнение условий контракта</strong>. Также это может повлечь иные виды ответственности.</p> </li> <li> <p><strong>Законные альтернативы для участия в СВО</strong>:</p> <ul> <li><strong>Перевод в Минобороны</strong>: Обратиться к командованию по месту службы с рапортом о переводе для дальнейшего прохождения военной службы в Министерство обороны РФ в порядке, установленном статьёй 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Это потребует расторжения текущего контракта и заключения нового с Минобороны.</li> <li><strong>Участие в составе своего ведомства</strong>: Уточнить, направляется ли личный состав вашего ведомства (ФАСП) для выполнения задач в зоне специальной военной операции. В этом случае вы можете быть командирован в составе своего подразделения.</li> <li><strong>Добровольческие формирования</strong>: Рассмотреть возможность заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании, создаваемом Министерством обороны, если вы готовы временно оставить военную службу. Это отдельный правовой статус, не тождественный военной службе по контракту.</li> </ul> </li> </ol> <p><strong>Рекомендация</strong>: Для законного участия в специальной военной операции в составе Вооруженных Сил РФ необходимо инициировать процедуру перевода из текущего ведомства в Министерство обороны. Первым шагом является подача соответствующего рапорта по команде. Для детального анализа вашей конкретной ситуации и подготовки необходимых документов настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к адвокату, специализирующемуся на военном праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

18.12.2025 16:56