Правомерность действий командиров части при отказе в подписании рапорта на отпуск после прохождения военно-врачебной комиссии по ранению

Вопрос #28140

Создан 05.12.2025 05:40

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, ранее обращалась, но хочу уточнить детали перед обращением в военную прокуратуру. Мой супруг, военнослужащий, после ранения прошёл ВВК, где врач-специалист рекомендовал предоставить ему отпуск на 30 дней для восстановления здоровья. По прибытии в свою часть, он подал рапорт, как того требуют правила, предположительно седьмого числа, но командиры до сих пор не подписывают его, хотя прошло уже около пяти дней. Он находится в части без возможности уйти в отпуск, и это вызывает беспокойство по поводу его здоровья и законности таких действий. Подскажите, правомерно ли это со стороны командиров, учитывая медицинские показания и сроки, и что можно сделать в данной ситуации?
A
<h2 id="_1">Задержка в предоставлении отпуска для восстановления здоровья военнослужащему после ранения</h2> <p>На основании предоставленной информации проведен правовой анализ ситуации, связанной с задержкой рассмотрения рапорта военнослужащего на предоставление отпуска по медицинским показаниям.</p> <h4 id="1">1. Анализ ситуации и общие обязанности командиров</h4> <p>Командование части, не принимая решение по рапорту военнослужащего, основанному на медицинском заключении, может нарушать установленные обязанности. Закон возлагает на командиров прямую ответственность за охрану здоровья подчиненных.</p> <blockquote> <p>"Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров." (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 16, пункт 1)<br /> "Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность..." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 10)<br /> "Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 359)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Сроки рассмотрения рапортов (обращений) военнослужащих</h4> <p>Установлены четкие процессуальные сроки для рассмотрения любых письменных обращений военнослужащих, к которым относится и рапорт.</p> <blockquote> <p>"Все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 116)<br /> "В исключительных случаях... срок разрешения обращения... может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего..." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 116)</p> </blockquote> <p>Таким образом, общий максимальный срок для принятия решения по рапорту составляет 30 дней, а в особых случаях с уведомлением заявителя — до 60 дней. Пятидневная задержка без какого-либо ответа или уведомления формально не выходит за установленные пределы, но может рассматриваться как промедление, особенно с учетом медицинских показаний. Обращения должны регистрироваться в течение трех суток.</p> <blockquote> <p>"Обращения (предложения, заявления или жалобы), поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются..." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 119)</p> </blockquote> <h4 id="3-">3. Правовой статус рекомендации (заключения) врача-специалиста ВВК</h4> <p>Заключение военно-врачебной комиссии (ВВК) или рекомендация врача-специалиста в рамках ВВК имеет юридическое значение и является основанием для предоставления отпуска по болезни или реабилитационных мероприятий.</p> <blockquote> <p>"Военнослужащим на основании заключения военно-врачебной комиссии предоставляются отпуска по болезни." (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 11, пункт 9)<br /> "Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток." (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 16, пункт 2.1; Устав внутренней службы ВС РФ, статья 342.2)</p> </blockquote> <p>Следовательно, рекомендация о предоставлении 30-дневного отпуска для восстановления после ранения, выданная в рамках ВВК, <strong>является не пожеланием, а медицинским предписанием</strong>, на основании которого командование обязано предоставить соответствующий отпуск (отпуск по болезни или реабилитационный отпуск). Бездействие командира в этом случае может быть расценено как неисполнение обязанностей по обеспечению охраны здоровья подчиненного.</p> <h4 id="4">4. Порядок обжалования бездействия командования</h4> <p>Военнослужащий имеет право на защиту своих прав через несколько инстанций. Обращение в военную прокуратуру является одним из законных и эффективных способов.</p> <blockquote> <p>"Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами, общевоинскими уставами..." (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 21, пункт 2)<br /> "Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника)..." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 108)</p> </blockquote> <p><strong>Досудебные (административные) порядки обжалования:</strong><br /> 1. <strong>Подача жалобы вышестоящему командиру (начальнику).</strong> Это первая ступень. Жалоба подается по команде тому лицу, в чьем подчинении находится командир, действия которого обжалуются.<br /> 2. <strong>Личный прием у командира части или его заместителей.</strong> Командир обязан проводить такой прием.<br /> &gt; "Командир воинской части должен не реже двух раз в месяц в установленное распорядком дня время принимать по личным вопросам военнослужащих..." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 84)<br /> 3. <strong>Обращение в органы военной прокуратуры.</strong> Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе в Вооруженных Силах, и может принести представление об устранении нарушений.<br /> 4. <strong>Обращение в суд.</strong> Военнослужащий вправе обратиться в военный суд с административным исковым заявлением о признании бездействия командования незаконным и об обязанности предоставить отпуск.</p> <p><strong>Важно:</strong> Запрещено каким-либо образом препятствовать военнослужащему в подаче жалобы или преследовать его за это.</p> <blockquote> <p>"Запрещается препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 111)</p> </blockquote> <h4 id="5">5. Правовые последствия для командира за бездействие</h4> <p>За неисполнение обязанностей, в том числе по реализации прав военнослужащих на охрану здоровья и отдых, командир может быть привлечен к <strong>дисциплинарной ответственности</strong>.</p> <blockquote> <p>"Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность..." (Источник: Устав внутренней службы ВС РФ, статья 10)<br /> "К младшим и старшим офицерам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: а) выговор; б) строгий выговор; в) предупреждение о неполном служебном соответствии..." (Источник: Дисциплинарный устав ВС РФ, статья 67)</p> </blockquote> <p>В более серьезных случаях, если бездействие повлекло существенное нарушение прав или вред здоровью, не исключена и иная ответственность.</p> <h4 id="_2">Выводы и рекомендации</h4> <ol> <li><strong>Бездействие командования является неправомерным.</strong> Медицинское заключение ВВК (или рекомендация специалиста ВВК) о необходимости отпуска для восстановления здоровья создает для командира обязанность предоставить такой отпуск. Пятидневная задержка в условиях, требующих медицинской реабилитации, противоречит принципу заботы о здоровье подчиненных.</li> <li><strong>Рекомендуемый порядок действий:</strong><ul> <li><strong>Шаг 1:</strong> Вашему супругу рекомендуется <strong>устно напомнить</strong> непосредственному командиру или командиру части о поданном рапорте и наличии медицинского заключения, сославшись на обязательность выполнения рекомендаций врача (ст. 359 УВС ВС РФ).</li> <li><strong>Шаг 2:</strong> Если устное обращение не возымеет effect, подготовить и подать <strong>письменную жалобу (рапорт) на бездействие</strong> прямому начальнику командира, затягивающего решение (например, командиру полка, если рапорт находится у командира батальона). В жалобе указать дату подачи первоначального рапорта, приложить копию медицинского заключения и сослаться на нарушение сроков рассмотрения и обязанности командования.</li> <li><strong>Шаг 3:</strong> Параллельно или в случае безрезультатности шага 2, <strong>обратиться в военную прокуратуру гарнизона (объединения)</strong>, дислоцированную в районе расположения части. В обращении подробно изложить факты, приложить копии всех документов (рапорт, медицинское заключение, жалоба командованию).</li> <li><strong>Шаг 4:</strong> В качестве крайней меры можно обратиться за помощью к <strong>адвокату</strong>, специализирующемуся на военном праве, для подготовки обращения в военный суд.</li> </ul> </li> </ol> <p><strong>Итог:</strong> Ваши опасения обоснованы. Закон стоит на стороне военнослужащего, нуждающегося в восстановлении здоровья после ранения. Задержка в предоставлении отпуска нарушает его право на охрану здоровья и отдых. Рекомендуется действовать последовательно, используя предусмотренные законом механизмы обжалования, начиная с обращения к вышестоящему командованию и в военную прокуратуру.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

05.12.2025 05:48