<h2 id="_1">Правовая защита военнослужащего с психическим расстройством при бездействии командования</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Ситуация характеризуется системным нарушением прав военнослужащего с диагностированным психическим расстройством (код F06) и установленной категорией годности "В". Командование воинской части не исполняет обязанности по организации лечения и освидетельствования, оказывает давление с целью продления контракта после его истечения, что привело к самовольному оставлению части.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Обязанности командования по организации медицинской помощи</h4>
<blockquote>
<p>"Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 16)</p>
<p>"Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 16)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Основания для увольнения по состоянию здоровья</h4>
<blockquote>
<p>"Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе" (Источник: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", статья 51)</p>
<p>"Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы: по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе" (Источник: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", статья 51)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Правовые последствия истечения контракта</h4>
<blockquote>
<p>"Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта" (Источник: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", статья 34)</p>
</blockquote>
<h4 id="_7">Ответственность за самовольное оставление части</h4>
<blockquote>
<p>"Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, - наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 337)</p>
<p>"Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу явились следствием стечения тяжелых обстоятельств" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 337)</p>
</blockquote>
<h4 id="_8">Защита прав военнослужащих</h4>
<blockquote>
<p>"Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 21)</p>
<p>"Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 21)</p>
</blockquote>
<h3 id="_9">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_10">Немедленные действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Возврат в часть</strong>: Военнослужащему следует немедленно вернуться в часть, поскольку самовольное оставление части является уголовно наказуемым деянием. При возврате необходимо сослаться на "стечение тяжелых обстоятельств" - давление командования и невозможность получения медицинской помощи.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Оформление рапорта</strong>: Подать командованию части официальный рапорт с требованием:<br />
- Направления на стационарное лечение<br />
- Освидетельствования военно-врачебной комиссией<br />
- Увольнения по состоянию здоровья в связи с истечением срока контракта</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_11">Дополнительные обращения</h4>
<ol start="3">
<li>
<p><strong>Повторное обращение в военную прокуратуру</strong>: Направить жалобу с указанием на бездействие командира части и предыдущих обращений, ссылаясь на:</p>
<blockquote>
<p>"Обязательность принятия обращения к рассмотрению" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 9)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>Обращение в вышестоящие инстанции</strong>:<br />
- Командование военного округа<br />
- Главную военную прокуратуру<br />
- Военную коллегию Верховного Суда РФ</p>
</li>
<li>
<p><strong>Судебная защита</strong>: Подать административное исковое заявление в военный суд о признании бездействия командования незаконным и обязании организовать медицинское освидетельствование.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_12">Дальнейшие шаги</h4>
<ol start="6">
<li>
<p><strong>Привлечение адвоката</strong>: Для квалифицированной защиты прав и представления интересов во всех инстанциях.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Сбор доказательств</strong>: Сохранять все медицинские документы, копии рапортов, ответы на обращения.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обжалование бездействия прокуратуры</strong>: В случае отсутствия реакции на обращения, подать жалобу на бездействие военной прокуратуры в вышестоящую прокуратуру.</p>
</li>
</ol>
<p><strong>Важно</strong>: Бездействие командования в организации медицинской помощи может квалифицироваться как халатность или неоказание помощи больному, что влечет уголовную ответственность. Давление с целью подписания нового контракта при наличии медицинских противопоказаний является грубым нарушением прав военнослужащего.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
20.10.2025 07:01