Правовые вопросы военно-врачебной комиссии и обжалования категории годности

Вопрос #11781

Создан 12.10.2025 04:14

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, военнослужащий прибыл на военно-врачебную комиссию с простудой и после стоматологических процедур, из-за чего данные обследований оказались неточными. В сентябре 2024 года комиссия вынесла заключение: полипозный синусит, категория Б, что должно было привести к переводу на другую должность. После отправки документов в центральную комиссию, начальник отоларингологического отделения отменил диагноз. Затем военнослужащий уехал в командировку на месяц. Вернувшись, командир направил его на повторное обследование, анализы были в норме, все врачи поставили категорию А, но сама комиссия не собралась. 5 декабря 2024 года военнослужащий подал заявление в центральную комиссию, приложив дополнительные медицинские документы, включая результаты обследований из разных учреждений и выписки из истории болезни. Не получив ответа, 16 января 2025 года он пришел в комиссию, где ему сказали, что нужен первоначальный результат обследования с ошибочным диагнозом. В тот же день он предоставил эти данные и по требованию написал новое заявление, чтобы учесть их при рассмотрении. Опасаясь бюрократических задержек, которые приведут к переводу, он обратился к начальнику комиссии с просьбой ускорить ответ, но безрезультатно. Затем он пошел в вышестоящее медицинское управление, написал заявление с просьбой ускорить рассмотрение в связи с планируемым назначением. Там ему дали устный ответ, что они подтолкнут комиссию. Он также встретился с заместителем начальника управления, который сообщил, что в поликлинике, где проходила комиссия, начальник отдела должен был выдать справку о приостановлении предыдущего заключения до пересмотра решения центральной комиссии, и что комиссия, вероятно, отменит свое решение. 30 января 2025 года вышло распоряжение о переводе военнослужащего. Одновременно его вызвали на новую комиссию. В поликлинике он попросил выдать справку о приостановлении, но получил отказ. При прохождении комиссии отоларинголог поставил категорию А, психиатр – категорию Б. Его направили на освидетельствование в специализированную клинику, где через 10 дней, из-за болезни супруги и необходимости ухода за детьми, он был вынужден прервать обследование. В клинике выдали справку о психическом здоровье и рекомендацию пройти комиссию в своей поликлинике. Он прошел комиссию там, анализы в норме, все врачи категория А, но комиссия снова не состоялась, и через месяц его отправили в другое медицинское учреждение, где диагноз полипозный синусит не подтвердился, а по психиатрии поставили категорию В. Вопросы: 1) чем регламентировано, что начальник военно-врачебной комиссии должен был выдать справку о том, что заключение предыдущей комиссии приостановлено до пересмотра решения центральной комиссии? 2) в этой ситуации реально подавать в суд с целью отмены категории В? 3) просить депутатский запрос?
A
<h2 id="-">Оспаривание заключения военно-врачебной комиссии и установленной категории годности</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>В вашем случае наблюдается сложная ситуация с многократными изменениями диагнозов и категорий годности к военной службе, procedural нарушения при проведении военно-врачебной экспертизы, а также бюрократические задержки в рассмотрении обращений.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="1">1. Относительно справки о приостановлении заключения</h4> <p>В представленном контексте отсутствуют прямые нормы, обязывающие начальника военно-врачебной комиссии выдавать справку о приостановлении действия предыдущего заключения до пересмотра решения центральной комиссии.</p> <blockquote> <p>"По результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, военно-врачебная комиссия (врачебно-летная комиссия) назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования" (Источник: Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, пункт 101)</p> </blockquote> <p>Однако процедура обжалования предусматривает возможность проведения контрольных обследований при несогласии с заключениями.</p> <h4 id="2">2. Возможность судебного оспаривания категории "В"</h4> <blockquote> <p>"Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статья 21)</p> <p>"Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы" (Источник: Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статья 1)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Процедурные нарушения как основание для обжалования</h4> <blockquote> <p>"В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами" (Источник: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, статья 25)</p> <p>"На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений)" (Источник: Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статья 6)</p> </blockquote> <h4 id="4">4. Сроки рассмотрения обращений</h4> <blockquote> <p>"Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения" (Источник: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 12)</p> </blockquote> <h3 id="_3">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1_1">1. По вопросу о справке приостановления</h4> <p>Прямого нормативного регулирования обязанности выдачи справки о приостановлении заключения в представленных документах не обнаружено. Рекомендуется обратиться к полному тексту Положения о военно-врачебной экспертизе для уточнения данной процедуры.</p> <h4 id="2_1">2. По судебному оспариванию категории "В"</h4> <p><strong>Подача искового заявления реальна и обоснована</strong> по следующим основаниям:<br /> - Наличие procedural нарушений (неоднократное изменение диагнозов, отсутствие официальных заседаний комиссии)<br /> - Противоречивые медицинские заключения<br /> - Нарушение сроков рассмотрения обращений</p> <p><strong>Рекомендуемые действия:</strong><br /> 1. Собрать всю медицинскую документацию, включая первоначальные и повторные заключения<br /> 2. Подготовить доказательства procedural нарушений<br /> 3. Обратиться в военный суд с жалобой на неправомерные действия военно-врачебной комиссии<br /> 4. Ходатайствовать о назначении судебно-медицинской экспертизы</p> <blockquote> <p>"При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу" (Источник: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, статья 79)</p> </blockquote> <h4 id="3_1">3. По депутатскому запросу</h4> <blockquote> <p>"Сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы депутатский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям иных федеральных государственных органов" (Источник: Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле", статья 8)</p> </blockquote> <p><strong>Депутатский запрос является эффективным механизмом</strong> для привлечения внимания к procedural нарушениям и ускорения рассмотрения вопроса, однако он не заменяет судебной защиты.</p> <h3 id="_4">Итоговые рекомендации</h3> <ol> <li><strong>Немедленно обратиться к адвокату</strong>, специализирующемуся на военных спорах, для подготовки искового заявления</li> <li>Подать жалобу в военный суд с требованием признать заключение о категории "В" незаконным</li> <li>Параллельно обратиться к депутату для подготовки парламентского запроса</li> <li>Собрать все доказательства procedural нарушений и медицинские заключения</li> <li>Учитывать срок исковой давности - 3 месяца с момента нарушения прав</li> </ol> <blockquote> <p>"Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права" (Источник: Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статья 5)</p> </blockquote> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

12.10.2025 04:20