Доброго дня. Военнослужащий по контракту заболел, обратился в медицинское учреждение, прошёл осмотр у врача-терапевта, и ему было рекомендовано освобождение от исполнения должностных обязанностей на 5 суток с амбулаторным лечением. Врач в воинской части также подтвердил этот диагноз и поддержал рекомендацию по освобождению. Однако командир части отказал в просьбе военнослужащего лечиться амбулаторно. Вместо этого он приказал врачу части организовать нештатный лазарет, который не предусмотрен штатным расписанием, обеспечить его лекарственными средствами за счёт самого больного, а также привлечь врача и фельдшера для организации дежурств по присмотру. Сейчас военнослужащий фактически заперт в этом лазарете и не может его покинуть из-за приказа командира. Возникает вопрос, не нарушаются ли здесь права военнослужащего на медицинскую помощь и свободу передвижения, а также соответствуют ли такие действия воинским уставам и законодательству. Законны ли действия командира в этой ситуации?
<h2 id="_1">Нарушение прав военнослужащего при организации нештатного лазарета</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>В описанной ситуации командир воинской части принял следующие решения:<br />
- Отказал в амбулаторном лечении, рекомендованном медицинскими работниками<br />
- Организовал нештатный лазарет без предусмотрения штатным расписанием<br />
- Возложил расходы на лекарственные средства на самого военнослужащего<br />
- Ограничил свободу передвижения военнослужащего</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Право на медицинскую помощь и освобождение от обязанностей</h4>
<blockquote>
<p>"Военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе [...] бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 16)</p>
<p>"Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 16)</p>
<p>"Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются" (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 11)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Ограничение свободы передвижения</h4>
<blockquote>
<p>"Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона [...] определяются общевоинскими уставами" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 6)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Обязанности командира по медицинскому обеспечению</h4>
<blockquote>
<p>"Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за [...] медицинское обеспечение" (Источник: Федеральный закон "О статусе военнослужащих", статья 27)</p>
<p>"Медицинское обеспечение военнослужащих включает в себя [...] обеспечение военнослужащих лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями" (Источник: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, статья 342.1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы о законности действий командира</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Действия командира по созданию нештатного лазарета и отказу в амбулаторном лечении</strong> являются неправомерными, поскольку нарушают право военнослужащего на медицинскую помощь в установленном порядке.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Требование оплачивать лекарственные средства</strong> прямо противоречит законодательству, гарантирующему военнослужащим бесплатное медицинское обеспечение.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Ограничение свободы передвижения</strong> может быть правомерным только в случаях, предусмотренных общевоинскими уставами, а не произвольным решением командира.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Игнорирование медицинских рекомендаций</strong> врача-терапевта и врача воинской части нарушает установленный порядок медицинского обеспечения.</p>
</li>
</ol>
<h3 id="_8">Рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p>Военнослужащему следует обратиться с рапортом к непосредственному начальнику командира части с изложением фактов нарушения его прав.</p>
</li>
<li>
<p>В случае отсутствия реакции - подать жалобу в вышестоящие органы военного управления или в военную прокуратуру.</p>
</li>
<li>
<p>Использовать право на судебную защиту в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих".</p>
</li>
<li>
<p>Для квалифицированной помощи в подготовке документов и представительства интересов рекомендуется обратиться к адвокату, специализирующемуся на военном праве.</p>
</li>
</ol>
<p>Действия командира воинской части содержат признаки превышения должностных полномочий и нарушения прав военнослужащего на охрану здоровья и медицинскую помощь.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>