Противоречия в документах госконтракта при изменении объема поставки после электронного аукциона

Вопрос #9804

Создан 05.10.2025 09:41

Бесплатный вопрос
Доброго дня! Нашей организацией был заключен государственный контракт по 44-ФЗ на закупку компьютерного оборудования. В конкурсной документации к аукциону в техническом задании изначально указывалось 4 единицы товара. После завершения торгов предложенная победителем цена позволила увеличить количество поставляемого товара до 5 штук, не выходя за рамки начальной максимальной цены контракта. При подготовке госконтракта для подписания с поставщиком в техническом задании мы оставили прежнее количество 4 штуки, как было в проекте, а в спецификации по товару указали фактическое количество 5 штук, исходя из устных договоренностей об увеличении до НМЦК. Товар успешно поставлен, оплачен, проблем не возникало, пока внутренняя проверка не выявила нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, сославшись на несоответствие данных: в ТЗ 4, в спецификации — 5. Возможно ли было официально менять количество в техническом задании после проведения закупки на стадии подписания контракта с учетом увеличения до НМЦК, и не считается ли это грубым нарушением?
A
<h2 id="_1">Несоответствие между техническим заданием и спецификацией в государственном контракте</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>В вашем случае при заключении государственного контракта после проведения электронного аукциона возникло расхождение между техническим заданием (4 единицы товара) и спецификацией (5 единиц товара), при этом поставка была осуществлена и оплачена в полном объеме.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Возможность увеличения количества товара</h4> <p>Согласно законодательству о контрактной системе, увеличение количества поставляемого товара после проведения торгов возможно при определенных условиях:</p> <blockquote> <p>"при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 51, пункт 2 части 2)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Требования к заключению контракта</h4> <p>Закон устанавливает четкие требования к соответствию условий контракта документации о закупке:</p> <blockquote> <p>"Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Статья 34, часть 1)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Запрет изменения существенных условий</h4> <blockquote> <p>"При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Статья 34, часть 2)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1">1. Нарушение законодательства</h4> <p>В вашем случае действительно имеется нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку:<br /> - Количество товара является существенным условием контракта<br /> - Изменение количества не было оформлено надлежащим образом<br /> - Возникло несоответствие между документами контракта</p> <h4 id="2">2. Возможность легального увеличения количества</h4> <p>Вы могли законно увеличить количество товара до 5 единиц, но для этого необходимо было:<br /> - Оформить изменение официально при формировании проекта контракта<br /> - Соблюсти условие о невозможности превышения цены единицы товара<br /> - Предоставить поставщику право отказаться от заключения контракта на измененных условиях</p> <h4 id="3">3. Правовые последствия</h4> <p>Хотя поставка была осуществлена успешно, формальное нарушение имеется. Это может повлечь:<br /> - Дисциплинарную ответственность должностных лиц<br /> - Административную ответственность в соответствии с КоАП РФ<br /> - В случае существенных нарушений - возможное включение в реестр недобросовестных поставщиков</p> <h4 id="4">4. Рекомендации</h4> <ol> <li> <p><strong>На будущее</strong>: Все изменения условий контракта должны оформляться исключительно в соответствии с процедурами, установленными 44-ФЗ.</p> </li> <li> <p><strong>В текущей ситуации</strong>: Подготовьте пояснительную записку с обоснованием экономической эффективности решения (увеличение количества товара без превышения НМЦК).</p> </li> <li> <p><strong>При проверках</strong>: Акцентируйте внимание на том, что бюджетные средства использованы эффективно, обязательства исполнены полностью, ущерб государству не причинен.</p> </li> <li> <p>Рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на госзакупках, для разработки правовой позиции по данному нарушению и минимизации возможных негативных последствий.</p> </li> </ol> <p>Данное нарушение не является грубым в понимании статьи 104 44-ФЗ, поскольку обязательства по контракту фактически исполнены в полном объеме, а бюджетные средства использованы эффективно.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

05.10.2025 09:47