Правомерность направления жалобы УФАС заказчику при обжаловании нарушений по контракту 44-ФЗ

Вопрос #6947

Создан 25.09.2025 14:19

Бесплатный вопрос
Заказчик в лице органа местного самоуправления не произвел оплату за последний этап оказания услуг по муниципальному контракту, который был заключен по итогам электронного запроса котировок в рамках Федерального закона №44-ФЗ. Исполнитель подал жалобу в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы на просрочку исполнения обязательств заказчиком, указав на нарушения, в частности, части 1, пункта 4 части 13 статьи 94 и части 1 статьи 95 Закона №44-ФЗ, связанные с несоблюдением сроков расчетов и условий контракта. УФАС, основываясь на пункте 5 части 8 статьи 99 Закона №44-ФЗ, направило жалобу для рассмотрения по существу тому же заказчику, чьи действия обжалуются. Прошу проконсультировать: 1. Правомерно ли УФАС направило жалобу для рассмотрения заказчику, чьи действия обжалуются? 2. В какой орган внутреннего государственного или муниципального финансового контроля можно обратиться с жалобой в данной ситуации?
A
<h2 id="_1">Нарушение сроков оплаты по муниципальному контракту: правомерность действий УФАС и альтернативные пути защиты</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Исполнитель столкнулся с нарушением сроков оплаты по муниципальному контракту со стороны заказчика - органа местного самоуправления. После подачи жалобы в УФАС на действия заказчика, антимонопольный орган направил жалобу для рассмотрения самому заказчику.</p> <h3 id="_3">Правовой анализ</h3> <h4 id="1">1. Правомерность направления жалобы заказчику</h4> <p><strong>Действия УФАС являются полностью правомерными</strong> и соответствуют установленной законом процедуре рассмотрения жалоб в сфере закупок.</p> <blockquote> <p>"жалоба на действия (бездействие) заказчика [...] подлежит направлению для рассмотрения по существу этому заказчику" (Источник: Федеральный закон №44-ФЗ, статья 99, часть 8, пункт 5)</p> </blockquote> <p>Данная процедура представляет собой первоначальный этап рассмотрения жалобы, при котором заказчику предоставляется возможность самостоятельно устранить выявленные нарушения. Закон устанавливает четкие сроки для такого рассмотрения:</p> <blockquote> <p>"Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы" (Источник: Федеральный закон №44-ФЗ, статья 106, часть 3)</p> </blockquote> <p>Если заказчик не устранит нарушение в установленный срок или отклонит жалобу, его действия (бездействие) могут быть обжалованы в УФАС повторно.</p> <h4 id="2">2. Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля</h4> <p>Параллельно с обращением в УФАС исполнитель вправе обратиться в органы внутреннего финансового контроля. Согласно законодательству, к таким органам относятся:</p> <blockquote> <p>"Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций)" (Источник: Бюджетный кодекс РФ, статья 157, часть 1)</p> </blockquote> <p>Конкретно для муниципальных закупок наиболее релевантными являются:</p> <p><strong>Контрольно-счетный орган муниципального образования</strong> - основной орган, осуществляющий контроль за соблюдением бюджетного законодательства:</p> <blockquote> <p>"органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд" (Источник: Федеральный закон №44-ФЗ, статья 99, часть 9, пункт 3)</p> </blockquote> <p>Указанные органы уполномочены осуществлять контроль за соблюдением условий контрактов, в том числе в части сроков оплаты:</p> <blockquote> <p>"соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта" (Источник: Федеральный закон №44-ФЗ, статья 99, часть 8, пункт 5)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Действия УФАС правомерны</strong> - направление жалобы заказчику является установленной законом процедурой, которая должна быть пройдена перед дальнейшим рассмотрением жалобы антимонопольным органом.</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендуется направить жалобу в контрольно-счетный орган муниципального образования</strong>, который является специализированным органом финансового контроля на муниципальном уровне.</p> </li> <li> <p><strong>Дополнительно можно обратиться в Федеральное казначейство</strong>, которое осуществляет контроль за кассовым исполнением бюджетных обязательств.</p> </li> <li> <p><strong>Следите за сроками</strong> - заказчик обязан рассмотреть жалобу в течение 5 рабочих дней. В случае бездействия или отказа, вы вправе обжаловать эти действия в УФАС.</p> </li> <li> <p><strong>Параллельно требуйте уплаты неустойки</strong> за просрочку оплаты в соответствии с условиями контракта и законодательством о контрактной системе.</p> </li> </ol> <p>Рекомендуется вести работу по всем указанным направлениям одновременно для максимально эффективной защиты своих прав.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

25.09.2025 14:29