Правомерность отказа заказчика подписать УПД из-за изменений в отчете и требования документов подрядчиков по 44-ФЗ

Вопрос #29881

Создан 10.12.2025 19:51

Бесплатный вопрос
Ситуация: у нас контракт по 44-ФЗ, по нему нужно было сдать аналитический отчет по выполненным работам и фотофиксацию для подтверждения. Мы отправили универсальный передаточный документ (УПД) через единую информационную систему, а аналитический отчет предоставили на бумажном носителе в установленный срок. Однако заказчик отказался подписывать УПД, указав, что мы внесли какие-то доработки или исправления в аналитический отчет уже после его первоначальной сдачи. Вопрос: правомерны ли действия заказчика в этом случае, если доработки были незначительными, но заказчик настаивает на их несогласованности? Дополнительно заказчик требует, чтобы мы представили все договоры и акты выполненных работ с подрядчиками, которые участвовали в проекте, якобы для проверки полноты и качества выполнения контрактных обязательств. Это задерживает процесс оплаты, и мы сомневаемся, обоснованно ли такое требование в рамках законодательства о госзакупках. Какие у нас есть варианты действий, и на что можно сослаться, чтобы ускорить подписание УПД?
A
<h2 id="44-">Отказ заказчика в подписании УПД по 44-ФЗ из-за внесения исправлений в отчет и требования документов по субподрядчикам</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы, как исполнитель, надлежащим образом направили УПД через ЕИС и предоставили аналитический отчет на бумажном носителе. Заказчик отказывается подписывать УПД, ссылаясь на внесение исправлений в отчет после его первоначальной сдачи, а также требует предоставить договоры и акты с субподрядчиками. Это создает риск задержки оплаты.</p> <h3 id="_2">Применимые нормы права и их анализ</h3> <h4 id="1">1. Порядок приемки и подписания УПД</h4> <p>Основной процедурой, регулирующей отношения сторон, является контракт. В рамках 44-ФЗ порядок приемки и оформления ее результатов строго регламентирован.</p> <blockquote> <p>"Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе...", Статья 94, часть 7)</p> <p>«В срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке ... заказчик ... осуществляет одно из следующих действий: а) подписывает ... и размещает в единой информационной системе документ о приемке; б) формирует ... и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа» (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе...", Статья 94, часть 13, пункт 4)</p> </blockquote> <p><strong>Вывод:</strong> Заказчик обязан либо подписать УПД, либо направить мотивированный отказ с указанием конкретных причин. Простой отказ без обоснования не соответствует закону.</p> <h4 id="2">2. Правомерность внесения изменений в аналитический отчет</h4> <p>Аналитический отчет является частью результата выполненной работы. Его качество должно соответствовать условиям контракта.</p> <blockquote> <p>"Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода." (Источник: Гражданский кодекс РФ, часть вторая, Статья 721, пункт 1)</p> <p>"Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику." (Источник: Гражданский кодекс РФ, часть вторая, Статья 720, пункт 1)</p> </blockquote> <p><strong>Ключевой вопрос:</strong> Были ли внесенные изменения согласованы с заказчиком или они исправляли существенные недостатки, о которых заказчик ранее заявил? Если изменения были внесены в одностороннем порядке уже после сдачи и носят существенный характер (меняют содержание или выводы отчета), заказчик может расценить это как предоставление результата, не соответствующего первоначально согласованным требованиям.</p> <blockquote> <p>«Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с частью 13 настоящей статьи, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.» (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе...", Статья 94, часть 14)</p> </blockquote> <p><strong>Вывод:</strong> Порядок внесения исправлений в документы о приемке предполагает согласование и совместное подписание исправленного документа сторонами. Одностороннее внесение изменений в уже представленный отчет может быть основанием для замечаний со стороны заказчика.</p> <h4 id="3">3. Правомерность требования документов по субподрядчикам</h4> <p>Закон 44-ФЗ предусматривает обязанность поставщика информировать заказчика о субподрядчиках только в определенных случаях.</p> <blockquote> <p>"В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе...", Статья 34, часть 23)</p> <p>"Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе...", Статья 34, часть 24)</p> </blockquote> <p><strong>Важно:</strong> Закон говорит только о предоставлении <strong>информации</strong> о субподрядчиках (наименование, цена договора), но не о предоставлении самих договоров и актов выполненных работ. Требование последних может быть обосновано только в двух случаях:<br /> 1. Если это прямо предусмотрено условиями контракта.<br /> 2. Если заказчик проводит контроль в рамках статьи 101 44-ФЗ, но это не должно быть препятствием для приемки.</p> <blockquote> <p>"Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчика, исполнителя) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе...", Статья 101, часть 1)</p> </blockquote> <p><strong>Вывод:</strong> Требование предоставить все договоры и акты с субподрядчиками для целей приемки работ, как правило, не основано на прямом требовании 44-ФЗ и может считаться избыточным, если не закреплено в контракте.</p> <h4 id="4">4. Ответственность за неправомерный отказ в приемке и просрочку оплаты</h4> <p>Если заказчик уклоняется от подписания УПД без законных оснований, он несет ответственность.</p> <blockquote> <p>"Если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) вещи признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача вещи должна была состояться." (Источник: Гражданский кодекс РФ, часть вторая, Статья 720, пункт 7)</p> <p>«Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором ... до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.» (Источник: Гражданский кодекс РФ, часть первая, Статья 406, пункт 1)</p> <p>"В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга." (Источник: Гражданский кодекс РФ, часть первая, Статья 395, пункт 1)</p> </blockquote> <p><strong>Вывод:</strong> Необоснованный отказ заказчика от приемки работ является просрочкой с его стороны и влечет обязанность уплатить проценты на сумму контракта.</p> <h3 id="_3">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Оценка правомерности действий заказчика:</strong></p> <ul> <li><strong>По отказу подписать УПД:</strong> Отказ заказчика может быть правомерен <strong>только</strong> если он оформлен как <strong>мотивированный отказ</strong> с указанием конкретных, существенных нарушений. Незначительные исправления, не влияющие на суть и качество работ, вряд ли являются таким основанием. Вам необходимо получить от заказчика письменный мотивированный отказ, чтобы оценить его обоснованность.</li> <li><strong>По требованию документов по субподрядчикам:</strong> Требование предоставить все договоры и акты в рамках приемки, скорее всего, <strong>неправомерно</strong>, если это прямо не прописано в контракте. Обязанность предоставить <em>информацию</em> о субподрядчиках возникает только при превышении порога цены контракта.</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Ваши варианты действий (поэтапно):</strong></p> <p><strong>Этап 1. Досудебное урегулирование (претензионный порядок)</strong><br /> * <strong>Направьте заказчику официальную письменную претензию.</strong><br /> * В претензии укажите:<br /> * Факт направления УПД и предоставления отчета в срок.<br /> * Отсутствие законного мотивированного отказа в соответствии со ст. 94 44-ФЗ.<br /> * Что требование о предоставлении договоров с субподрядчиками не является предусмотренным законом основанием для отказа в приемке (сошлитесь на ст. 34 44-ФЗ).<br /> * Требование в разумный срок (например, 5 рабочих дней) подписать УПД или представить мотивированный отказ со ссылкой на конкретные пункты контракта и нормы права.<br /> * Предупреждение о намерении взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) в случае дальнейшей просрочки.</p> <p><strong>Этап 2. Обращение в контрольный орган (ФАС)</strong><br /> * Если претензия не возымеет действия, подайте <strong>жалобу в контролирующий орган</strong> (УФАС по месту нахождения заказчика) на действия (бездействие) заказчика.<br /> * В жалобе ссылайтесь на нарушение заказчиком сроков и порядка приемки, установленных ст. 94 44-ФЗ, и на необоснованное затягивание процедуры.<br /> * ФАС может выдать заказчику предписание об устранении нарушения.</p> <blockquote> <p>«Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу...» (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе...", Статья 106, часть 7)</p> </blockquote> <p><strong>Этап 3. Судебная защита</strong><br /> * Если предыдущие шаги не помогут, обращайтесь в <strong>арбитражный суд</strong> с иском:<br /> * О понуждении заказчика подписать документ о приемке (УПД).<br /> * О взыскании задолженности по контракту.<br /> * О взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ за весь период незаконной задержки оплаты.<br /> * О взыскании судебных расходов.</p> <blockquote> <p>«Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет ... арбитражный суд ... в соответствии с их компетенцией.» (Источник: Гражданский кодекс РФ, часть первая, Статья 11, пункт 1)</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>Что можно сделать немедленно:</strong></p> <ul> <li>Внимательно <strong>изучите контракт</strong> на предмет условий о порядке сдачи отчета, внесения в него изменений и о праве заказчика требовать документы по субподрядчикам.</li> <li>Подготовьте письменное объяснение по поводу внесенных в отчет изменений, аргументируя их несущественность и/или необходимость (например, устранение опечаток, не меняющих смысл). Направьте его заказчику.</li> <li>Предложите заказчику <strong>совместно составить акт</strong> (или подписать исправленный УПД), фиксирующий текущее состояние работ и отчета, чтобы разблокировать процесс приемки.</li> </ul> </li> </ol> <p><strong>Итог:</strong> Позиция заказчика выглядит слабой, особенно в части требования документов по субподрядчикам. Наиболее эффективным путем является активное использование досудебных и административных механизмов защиты (претензия, жалоба в ФАС), основанных на четких нормах 44-ФЗ о мотивированном отказе. В случае затягивания ситуации для детальной проработки позиции и представительства в ФАС или суде рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на госзакупках.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

10.12.2025 19:57