<h2 id="_1">Правомерность закупки мебели для детского кружка у единственного поставщика</h2>
<p>На основании предоставленной информации, в частности положений Федерального закона № 44-ФЗ, проанализирую возможность применения пункта 5 части 1 статьи 93 для закупки мебели на сумму 400 000 рублей отделом культуры администрации города Твери.</p>
<h3 id="5-1-93">Анализ предложенного основания (п. 5 ч. 1 ст. 93)</h3>
<p>В предоставленном контексте содержится только пункт 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ, который имеет следующую формулировку:</p>
<blockquote>
<p>"осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией... на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей" (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 93, часть 1, пункт 5).</p>
</blockquote>
<p><strong>Ключевые условия для применения данного пункта:</strong><br />
1. Заказчиком должно быть конкретное <strong>государственное или муниципальное учреждение культуры</strong> (например, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека) или образовательная организация.<br />
2. Сумма контракта не должна превышать <strong>600 000 рублей</strong>.<br />
3. Существуют ограничения по годовому объему таких закупок: не более 5 млн рублей или 50% совокупного годового объема закупок заказчика (но не более 30 млн рублей).</p>
<p><strong>В вашем случае:</strong> Отдел культуры администрации города является <strong>органом местного самоуправления</strong>, а не учреждением культуры по смыслу закона. Поэтому прямое применение пункта 5 части 1 статьи 93 к отделу как заказчику <strong>некорректно</strong>.</p>
<p>Если фактическим получателем мебели и заказчиком по контракту является подведомственное отделу культуры муниципальное учреждение (например, "Дом культуры" или "Центр детского творчества"), которое соответствует перечню из пункта 5, то это основание может быть использовано данным учреждением. Отдел культуры в этом случае выступает как уполномоченный орган.</p>
<h3 id="_2">Альтернативные основания для закупки у единственного поставщика</h3>
<p>Поскольку применение пункта 5 проблематично, рассмотрим другие основания из предоставленного контекста.</p>
<h4 id="1-4-1-93">1. Пункт 4 части 1 статьи 93 (общее основание для малых закупок)</h4>
<blockquote>
<p>"осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей... При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей" (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 93, часть 1, пункт 4).</p>
</blockquote>
<p><strong>Это наиболее вероятное и безопасное основание для вашей ситуации, так как:</strong><br />
* Сумма контракта (400 000 руб.) укладывается в лимит в 600 000 руб.<br />
* Заказчиком может быть любой орган власти или учреждение.<br />
* <strong>Важно:</strong> Необходимо проверить, не будет ли превышен <strong>годовой лимит</strong> в 2 млн рублей (или 10% от годового объема закупок) по всем закупкам, осуществленным отделом по данному пункту.</p>
<h4 id="2-9-1-93">2. Пункт 9 части 1 статьи 93 (срочные закупки в особых обстоятельствах)</h4>
<p>В контексте также упомянут пункт 9:</p>
<blockquote>
<p>"осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения ... и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи" (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 93, часть 1, пункт 9).</p>
</blockquote>
<p><strong>Применение этого пункта для подготовки к мероприятию в детском кружке крайне рискованно и, скорее всего, будет признано необоснованным.</strong> Подготовка к плановому мероприятию, даже срочная, не подпадает под понятия "чрезвычайная ситуация", "авария" или "обстоятельства непреодолимой силы" в юридическом смысле. Использование этого основания без реальных чрезвычайных обстоятельств будет расценено как нарушение принципа обеспечения конкуренции.</p>
<blockquote>
<p>"Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок... Запрещается совершение заказчиками... любых действий, которые... приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок" (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 8).</p>
</blockquote>
<p>Контрольные органы (например, ФАС России) вправе проводить проверки и выдавать предписания об устранении таких нарушений.</p>
<h3 id="_3">Общие требования к закупке у единственного поставщика</h3>
<p>При использовании пункта 4 части 1 статьи 93:<br />
1. <strong>Обоснование</strong> цены контракта не требуется (в отличие от закупок по пунктам 3, 6, 9 и другим, указанным в части 4 статьи 93).<br />
2. <strong>Уведомление контрольного органа</strong> не направляется (это требование относится к пунктам 6, 9 и некоторым другим, согласно части 2 статьи 93).</p>
<h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Основание "срочность подготовки к мероприятию" (п. 9 ч. 1 ст. 93) применять НЕЛЬЗЯ.</strong> Это приведет к высокому риску признания закупки необоснованной, предписанию об устранении нарушения и возможным административным санкциям.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Пункт 5 части 1 статьи 93 может быть применен только если заказчиком выступает конкретное муниципальное учреждение культуры</strong> (например, дворец культуры или дом творчества), а не отдел администрации. Необходимо проверить этот организационно-правовой момент.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Оптимальным и наименее рискованным основанием является пункт 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ</strong> (закупка на сумму до 600 тыс. руб.).</p>
<ul>
<li>Убедитесь, что по данному пункту за год не будет превышен лимит в <strong>2 млн рублей</strong> (или 10% годового объема закупок отдела).</li>
<li>Сумма вашего контракта (400 тыс. руб.) полностью укладывается в лимит по одному контракту.</li>
</ul>
</li>
<li>
<p><strong>Порядок действий:</strong></p>
<ul>
<li>Отказаться от идеи использования "срочности" (п. 9 ч. 1 ст. 93).</li>
<li>Определить, кто является заказчиком по контракту: отдел администрации или подведомственное учреждение.</li>
<li>Если заказчик - отдел, использовать <strong>пункт 4 части 1 статьи 93</strong>.</li>
<li>Если заказчик - учреждение культуры из перечня п. 5, можно использовать <strong>пункт 5 части 1 статьи 93</strong>, предварительно проверив его годовые лимиты (5 млн руб. или 50%).</li>
<li>В документах (извещении, контракте) четко указывать выбранное основание со ссылкой на соответствующую часть и пункт статьи 93 44-ФЗ.</li>
</ul>
</li>
<li>
<p><strong>Консультация с адвокатом</strong>, специализирующимся на госзакупках, рекомендуется, если в практике отдела есть сложности с определением годовых лимитов или статуса заказчика, либо если ситуация с "учреждением культуры" требует дополнительного толкования.</p>
</li>
</ol>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
09.12.2025 10:21