<h2 id="_1">Ответ на вопрос о невыполнении норматива по закупкам у СМСП</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваша ситуация заключается в том, что контролирующий орган угрожает административной ответственностью за невыполнение обязательного объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в размере 25% за 2024 год. Причиной этому послужил отчет, в котором вы отразили нулевой процент закупок у СМСП, так как не включили в основной расчет закупки, осуществленные у СМСП по основаниям статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (закупки у единственного поставщика). Фактические данные по таким закупкам были представлены в отдельной ведомости, приложенной к отчету.</p>
<p>Ключевой правовой вопрос: <strong>подлежат ли включению в расчет обязательного норматива (25%) закупки у СМСП, проведенные по статье 93 Закона № 44-ФЗ?</strong></p>
<h3 id="_3">Применимые нормы права</h3>
<h4 id="1">1. Правила расчета обязательного объема закупок у СМСП</h4>
<p>Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у СМСП в объеме не менее 25% совокупного годового объема закупок.</p>
<blockquote>
<p>"Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи..." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 30, часть 1)</p>
</blockquote>
<p>Однако закон устанавливает <strong>исключения</strong> из расчета этого совокупного годового объема.</p>
<blockquote>
<p>"При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки: ... 3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемые в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона... <strong>за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;</strong>" (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 30, часть 1.1, пункт 3)</p>
</blockquote>
<p><strong>Вывод из нормы:</strong> Подавляющее большинство закупок у единственного поставщика по статье 93 Закона № 44-ФЗ <strong>НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ</strong> в расчет совокупного годового объема закупок, от которого исчисляется обязательный 25%-ный норматив. Следовательно, суммы по таким договорам также не должны учитываться в числителе (объеме закупок у СМСП) при расчете выполнения норматива.</p>
<p>Единственное прямое исключение из этого правила — это закупки, проведенные по <strong>пункту 25 части 1 статьи 93</strong>, то есть заключение контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося конкурентного определения поставщика, которое изначально проводилось исключительно среди СМСП (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30). Такие закупки включаются в расчет.</p>
<h4 id="2">2. Ответственность за невыполнение норматива</h4>
<p>Невыполнение установленного законом объема закупок у СМСП является административным правонарушением.</p>
<blockquote>
<p>"Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее объема, предусмотренного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 7.30.1, часть 11)</p>
</blockquote>
<h4 id="3">3. Права и обязанности в рамках контроля</h4>
<p>Контролирующий орган вправе выдавать предписания и составлять протоколы об административных правонарушениях.</p>
<blockquote>
<p>"При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок... нарушений... контрольный орган в сфере закупок вправе: 1) составлять протоколы об административных правонарушениях...; 2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений..." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Статья 99, часть 22, пункты 1, 2)</p>
</blockquote>
<p>Субъекты контроля обязаны представлять контролирующему органу по его требованию документы и объяснения.</p>
<blockquote>
<p>"Субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок... по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках... а также давать в устной форме объяснения." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Статья 99, часть 28)</p>
</blockquote>
<h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="1_1">1. Правовая оценка вашей позиции</h4>
<p>Если ваши закупки у СМСП по статье 93 Закона № 44-ФЗ были осуществлены не по <strong>пункту 25 части 1</strong> этой статьи (а, например, по другим пунктам, таким как закупки на сумму до 600 тыс. рублей, у субъектов естественных монополий и т.д.), то ваши действия, скорее всего, <strong>правомерны</strong>. Вы не обязаны были включать эти суммы в расчет норматива 25%. Нулевой показатель в основном отчете в таком случае может отражать реальную ситуацию, когда весь объем закупок у СМСП пришелся на исключаемые из расчета процедуры.</p>
<p>Ваша ошибка, возможно, заключается в <strong>недостаточно четком оформлении отчета и пояснений</strong>, что привело к непониманию со стороны контролирующего органа.</p>
<h4 id="2_1">2. Как грамотно составить пояснение</h4>
<p>Цель пояснения: доказать отсутствие состава административного правонарушения (отсутствие вины и противоправности действий) в связи с правомерным исключением закупок по ст. 93 из расчета.</p>
<p><strong>Структура и содержание пояснительного письма:</strong></p>
<ol>
<li><strong>Шапка:</strong> На имя руководителя контролирующего органа, исходящий номер, дата.</li>
<li><strong>Ссылка:</strong> Указать реквизиты предписания или запроса, на который дается ответ.</li>
<li><strong>Изложение фактов:</strong><ul>
<li>Кратко описать, что за отчетный период (2024 год) заказчиком были заключены контракты с СМСП.</li>
<li>Указать, что большая часть/все эти контракты были заключены в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (перечислить конкретные пункты ч. 1 ст. 93, например, п. 4, п. 5 и т.д.).</li>
<li>Подчеркнуть, что информация об этих контрактах была представлена контролирующему органу в составе отчетности за 2024 год в отдельной ведомости (приложить ее копию или указать, что она была приложена ранее).</li>
</ul>
</li>
<li><strong>Правовое обоснование:</strong><ul>
<li>Со ссылкой на часть 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ разъяснить, что закупки у единственного поставщика, осуществленные по части 1 статьи 93, <strong>не включаются</strong> в расчет совокупного годового объема закупок для целей соблюдения норматива 25%.</li>
<li>Особо отметить, что в вашем случае не применялось исключение, предусмотренное абзацем 2 пункта 3 части 1.1 статьи 30 (пункт 25 части 1 статьи 93), так как закупки не проводились по результатам несостоявшихся процедур среди СМСП.</li>
<li>Сделать вывод о том, что, руководствуясь данной нормой, заказчик правомерно не включил суммы указанных контрактов в расчет объема закупок у СМСП для проверки соблюдения норматива. Следовательно, показатель "0%" в основном отчете является формально корректным и не свидетельствует о нарушении.</li>
</ul>
</li>
<li><strong>Отсутствие вины:</strong> Указать, что заказчик действовал добросовестно, руководствуясь законом, и не имел умысла на нарушение. Все необходимые данные были предоставлены.</li>
<li><strong>Просьба/Заключение:</strong> Вежливо попросить учесть представленные разъяснения и документы, признать предписание необоснованным и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.</li>
<li><strong>Приложения:</strong><ul>
<li>Копия ведомости (отдельного приложения к отчету) с закупками у СМСП по ст. 93 за 2024 г.</li>
<li>Копии реестровых записей контрактов или выписки из реестра контрактов, подтверждающих, что контракты заключены с СМСП по основаниям ст. 93 (за исключением п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 ч.1 ст. 93, информация о которых не размещается в реестре).</li>
<li>Расчет совокупного годового объема закупок за 2024 год с пояснением, какие суммы исключены на основании ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.</li>
</ul>
</li>
</ol>
<h4 id="3_1">3. Дальнейшие действия</h4>
<ul>
<li><strong>Немедленно подготовить и направить</strong> развернутое пояснение с приложениями в контролирующий орган. Соблюдайте сроки, указанные в предписании.</li>
<li>Если будет составлен <strong>протокол об административном правонарушении</strong>, в рамках рассмотрения дела настаивайте на тех же аргументах, ссылаясь на статью 1.5 КоАП РФ (презумпция невиновности) и статью 2.1 КоАП РФ (для привлечения к ответственности необходимо установить вину).</li>
<li>В случае вынесения <strong>постановления о штрафе</strong> его можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд в течение 10 дней (статьи 30.1, 30.3 КоАП РФ). В жалобе необходимо детально изложить всю правовую позицию, изложенную выше.</li>
</ul>
<p><strong>Рекомендация:</strong> Учитывая сложность и финансовые риски (штраф до 60 000 руб. для должностного лица), для подготовки процессуальных документов (пояснения, жалобы) и представительства в контрольном органе или суде целесообразно обратиться к адвокату, специализирующемуся на спорах в сфере госзакупок.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
07.12.2025 06:05