Юридическая оценка требований заказчика по использованию конкретного телевидения в контракте по 44-ФЗ

Вопрос #16316

Создан 25.10.2025 11:34

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, мы выиграли контракт по 44-ФЗ на изготовление и размещение фильма, и заказчик настойчиво требует прокатывать его на определенном телевидении. Как выяснилось, заказчик является учредителем этого телевидения, которое зарегистрировано как автономное учреждение. После заключения контракта мы запросили у них стоимость проката, и они предоставили данные, где указана цена в 400 тысяч рублей, причем она одинакова как за один прокат, так и за пять выходов. В то же время, у других телеканалов рыночная цена составляет примерно 60 тысяч рублей за один день. У меня несколько вопросов. Во-первых, имеет ли автономное учреждение право выставлять такие счета? Как можно трактовать тот факт, что заказчик настаивает именно на этом телевидении? Является ли нарушением законодательства установление таких цен, которые сильно отличаются от рыночных? Также хочу добавить, что это автономное учреждение выполняет около 90% государственных контрактов заказчика и всегда по минимальным ценам, без каких-либо скидок. Ранее с нами пытались расторгнуть контракт, но мы подали жалобу, и вроде бы нам разрешили завершить работу. Однако сейчас, когда нужно разместить фильм, мы столкнулись с этой проблемой. Подскажите, пожалуйста, как с юридической точки зрения правильно поступить в такой ситуации.
A
<h2 id="_1">Правовая оценка требований заказчика о размещении фильма на конкретном телеканале</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании предоставленной информации, ваша ситуация характеризуется следующими ключевыми аспектами:</p> <ol> <li>Заказчик, являющийся учредителем автономного учреждения (телеканала), настойчиво требует размещения фильма именно на этом телеканале</li> <li>Стоимость услуг телеканала (400 тыс. рублей) значительно превышает рыночные цены (около 60 тыс. рублей)</li> <li>Автономное учреждение выполняет около 90% государственных контрактов заказчика</li> <li>Ранее уже возникали конфликты с заказчиком, включая попытку расторжения контракта</li> </ol> <h3 id="_3">Применимые нормы законодательства</h3> <h4 id="_4">Нарушение принципа конкуренции</h4> <blockquote> <p>"Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 8)</p> <p>"Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 8)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Запрет на ограничивающие конкуренцию действия</h4> <blockquote> <p>"Запрещаются акты и (или) осуществление действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, статья 15)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Конфликт интересов</h4> <blockquote> <p>"Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций" (Источник: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ, статья 27)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Монопольно высокая цена</h4> <blockquote> <p>"Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, статья 6)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_9">Правовая квалификация действий заказчика</h4> <ol> <li> <p><strong>Требование заказчика является неправомерным</strong> - заказчик не вправе навязывать конкретного подрядчика для выполнения работ по контракту, особенно при наличии значительной разницы в ценах.</p> </li> <li> <p><strong>Действия могут квалифицироваться как ограничение конкуренции</strong> - навязывание услуг конкретного телеканала, учредителем которого является заказчик, создает неравные условия для участников рынка.</p> </li> <li> <p><strong>Ценообразование требует проверки</strong> - установление цены в 400 тыс. рублей при рыночной стоимости 60 тыс. рублей может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.</p> </li> </ol> <h4 id="_10">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Направить официальное обращение в Федеральную антимонопольную службу</strong> с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, указав на:<br /> - Факт навязывания услуг конкретного подрядчика<br /> - Значительное превышение цены над рыночной<br /> - Возможный конфликт интересов</p> </li> <li> <p><strong>Подать жалобу в контрольный орган в сфере закупок</strong> в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ:</p> <blockquote> <p>"Контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля" (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 99)</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>Рассмотреть возможность обращения в прокуратуру</strong> для проверки законности действий заказчика и автономного учреждения.</p> </li> <li> <p><strong>Собрать доказательственную базу</strong>:<br /> - Коммерческие предложения других телеканалов с ценами<br /> - Письменные требования заказчика<br /> - Документы, подтверждающие взаимоотношения заказчика и автономного учреждения</p> </li> <li> <p><strong>Обратиться за помощью к адвокату</strong>, специализирующемуся на государственных закупках и антимонопольном законодательстве, для подготовки процессуальных документов и представительства в государственных органах.</p> </li> </ol> <p>Действия заказчика создают серьезные риски признания контракта недействительным и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе и защиты конкуренции.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

25.10.2025 11:40