Насколько правомерно многократное направление отказов с новыми недостатками?

Вопрос #10491

Создан 07.10.2025 15:05

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, у меня заключен контракт по 44-ФЗ на оказание услуг. Заказчик прислал мотивированный отказ с перечнем недостатков и дал 5 дней на их устранение. Я все исправила, подготовила новую приемку и уведомила заказчика, но он снова отказал, уже с другими недостатками, которых раньше не было, и в большем количестве, причем срок на исправление сократил до 3 дней. В контракте указано, что повторная приемка проводится после моего письменного извещения об устранении ранее выявленных недостатков. Я правильно понимаю, что заказчик должен был проверить только то, что было в первом отказе, а не придумывать новые вещи? Насколько вообще законно писать отказы с новыми недостатками каждый раз? Кажется, что заказчик просто не хочет принимать услугу, как бы я ни старалась, и высасывает недостатки из пальца. Хотя в законе нет ограничений на количество отказов, но если это повторяется с новыми претензиями, это похоже на злоупотребление правом.
A
<h2 id="44-">Законность повторного отказа с новыми недостатками по контракту 44-ФЗ</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы столкнулись с ситуацией, когда заказчик после получения уведомления об устранении первоначально выявленных недостатков повторно отказал в приемке, сославшись на новые недостатки, не указанные в первом мотивированном отказе, и сократил срок на их устранение.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="44-_1">Порядок приемки и устранения недостатков по 44-ФЗ</h4> <blockquote> <p>"В случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью;" (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статья 94, часть 13, пункт 7)</p> </blockquote> <h4 id="_3">Осуществление гражданских прав</h4> <blockquote> <p>"Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, статья 10)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Ответственность подрядчика за качество работы</h4> <blockquote> <p>"В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок..." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Статья 723)</p> </blockquote> <h3 id="_5">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_6">По включению новых недостатков</h4> <p><strong>Неправомерно</strong>. Законодательство предусматривает, что при повторной приемке проверяется устранение именно тех недостатков, которые были указаны в первоначальном мотивированном отказе. Выдвижение новых требований нарушает логику процедуры устранения недостатков.</p> <h4 id="_7">По сокращению срока на устранение</h4> <p><strong>Неправомерно</strong>. Сокращение срока с 5 до 3 дней для устранения новых, ранее не указанных недостатков не соответствует требованию о предоставлении "разумного срока" для устранения недостатков.</p> <h4 id="_8">По квалификации действий заказчика</h4> <p>Действия заказчика могут быть квалифицированы как <strong>злоупотребление правом</strong>, поскольку систематическое выдвижение новых требований, не связанных с первоначальными замечаниями, свидетельствует о недобросовестном поведении, направленном на создание искусственных препятствий для приемки работ.</p> <h3 id="_9">Конкретные рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Направьте заказчику письменное возражение</strong> с указанием на то, что:<br /> - Новые недостатки не могут быть предметом проверки при повторной приемке<br /> - Сокращение срока нарушает требование о разумности<br /> - Действия заказчика квалифицируются как злоупотребление правом</p> </li> <li> <p><strong>Требуйте проведения приемки</strong> только в отношении первоначально указанных недостатков, которые были устранены</p> </li> <li> <p><strong>Подготовьте обращение в контрольный орган</strong> (ФАС) с жалобой на действия заказчика</p> </li> <li> <p><strong>Рассмотрите возможность обращения в суд</strong> с требованием о понуждении к приемке работ и взыскании убытков, вызванных необоснованным затягиванием приемки</p> </li> <li> <p><strong>Соберите доказательства</strong> всех мотивированных отказов и ваших ответов на них</p> </li> </ol> <p>Рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на спорах в сфере госзакупок, для подготовки процессуальных документов и представительства в контрольных органах и суде.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

07.10.2025 15:12