<h2 id="-">Отказ производителя в поставке товара из-за "резервирования" для другого участника закупки</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Систематическое резервирование товара производителем для конкретного участника закупки создает существенные препятствия для добросовестных участников, выигравших конкурс. Такие действия нарушают принципы конкурентности и равноправия участников закупочных процедур.</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_3">Нарушение принципов контрактной системы</h4>
<blockquote>
<p>"Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статья 6)</p>
<p>"Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статья 8)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Нарушение антимонопольного законодательства</h4>
<blockquote>
<p>"Не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона." (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Статья 14.8)</p>
<p>"Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации." (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Статья 4)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Запрет ограничивающих конкуренцию соглашений</h4>
<blockquote>
<p>"При проведении торгов, запроса котировок цен на товаров запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Статья 17)</p>
</blockquote>
<h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_7">Юридическая квалификация действий</h4>
<p>Действия производителя по систематическому резервированию товара для конкретного участника закупки являются противоправными и могут квалифицироваться как:<br />
1. Нарушение принципов контрактной системы<br />
2. Недобросовестная конкуренция<br />
3. Создание ограничений конкуренции</p>
<h4 id="_8">Порядок действий и жалобы</h4>
<p><strong>1. Обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России)</strong></p>
<blockquote>
<p>"Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Статья 22)</p>
</blockquote>
<p><strong>2. Обращение в контрольный орган в сфере закупок</strong></p>
<blockquote>
<p>"Контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 23.66)</p>
</blockquote>
<h4 id="_9">Необходимые доказательства</h4>
<p>Для обоснования нарушения подготовьте:<br />
- Переписку с производителем о резервировании товара<br />
- Данные о систематичности таких действий<br />
- Документы, подтверждающие выигрыш в закупке<br />
- Информацию о конкретных закупочных процедурах, где применялась схема резервирования</p>
<h4 id="_10">Дополнительные меры защиты</h4>
<ul>
<li>Требуйте возмещения убытков, понесенных в связи с невозможностью исполнить контракт</li>
<li>Рассмотрите возможность обращения в суд с иском о признании действий производителя противоправными</li>
<li>Проинформируйте заказчика о возникших препятствиях для надлежащего исполнения контракта</li>
</ul>
<p>Рекомендую обратиться к адвокату для подготовки полноценного пакета документов и выбора оптимальной стратегии защиты ваших прав.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
07.10.2025 14:18