<h2 id="_1">Оспаривание закупки у единственного поставщика автономным учреждением</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Автономное учреждение заключило договор на капитальный ремонт с единственным поставщиком, руководствуясь внутренним положением о закупках с предельной суммой 100 000 000 рублей. Перед заключением договора были получены коммерческие предложения от четырех подрядчиков, после чего выбран один из них на основе лучших условий. Антимонопольный орган усмотрел в этом нарушение законодательства.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Требования к закупкам автономных учреждений</h4>
<blockquote>
<p>"При планировании и осуществлении автономными учреждениями закупок за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 и 5 - 7 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 15 часть 4)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Принципы контрактной системы</h4>
<blockquote>
<p>"Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 6)</p>
<p>"Контрактная системы в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 8 часть 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Запреты на ограничение конкуренции</h4>
<blockquote>
<p>"При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, статья 17 часть 1 пункт 2)</p>
</blockquote>
<h4 id="_7">Последствия нарушений</h4>
<blockquote>
<p>"В случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица." (Источник: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статья 47)</p>
</blockquote>
<h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_9">Правовая оценка</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Нарушение принципа конкуренции</strong>: Получение коммерческих предложений от четырех подрядчиков не заменяет обязательное проведение конкурентных процедур закупки, если закупка осуществляется за счет бюджетных средств на капитальные вложения.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Недопустимость ссылки на внутреннее положение</strong>: Внутреннее положение учреждения не может противоречить требованиям федерального законодательства о контрактной системе.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Отсутствие оснований для закупки у единственного поставщика</strong>: В представленном контексте не обнаружено норм, разрешающих закупку капитального ремонта у единственного поставщика на сумму до 100 000 000 рублей.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_10">Рекомендации для отзыва</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Признать формальное нарушение</strong>, но подчеркнуть добросовестность действий учреждения:<br />
- Сбор коммерческих предложений демонстрирует стремление к выбору лучших условий<br />
- Отсутствие корыстных мотивов и личной заинтересованности</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обосновать экономическую эффективность</strong> выбранного поставщика на основе сравнительного анализа предложений</p>
</li>
<li>
<p><strong>Указать на отсутствие существенного вреда</strong> конкурентной среде и公共利益</p>
</li>
<li>
<p><strong>Ходатайствовать о применении принципа соразмерности</strong> ответственности и оставить сделку в силе, учитывая:<br />
- Фактическое выполнение работ<br />
- Отсутствие претензий к качеству<br />
- Экономическую целесообразность заключенного договора</p>
</li>
<li>
<p><strong>Предложить привести внутренние документы</strong> в соответствие с законодательством</p>
</li>
</ol>
<p>Для подготовки полноценной правовой позиции рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на спорах в сфере госзакупок и антимонопольного законодательства.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
06.10.2025 10:09