Вопрос о необходимости внесения отметки в коносамент при недогрузе из-за повреждения товара

Вопрос #4211

Создан 16.09.2025 07:38

Бесплатный вопрос
Ситуация: Груз в контейнере перевозился морским путем из порта 'Северный' в порт 'Южный'. При прибытии судна и вскрытии контейнера обнаружено, что он негерметичен, и часть продукции намокла, что привело к порче. Проведена выбраковка испорченного товара, в результате из заявленных 3 тонн только 2 тонны годны к использованию. Имеются подтверждающие документы о состоянии груза. Вопрос: Нужно ли в коносаменте делать отметку о том, что фактически принято 2 тонны вместо 3? Ответьте подробно со ссылками на нормативные правовые акты, например, Кодекс торгового мореплавания РФ или международные конвенции вроде Гаагских правил.
A
<h2 id="_1">Обязанность внесения отметки о фактическом количестве груза в коносамент при обнаружении повреждений</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>При перевозке груза морским транспортом из порта "Северный" в порт "Южный" обнаружена негерметичность контейнера, приведшая к порче части товара. Фактически принято 2 тонны груза вместо заявленных 3 тонн. Имеются подтверждающие документы о состоянии груза.</p> <h3 id="_3">Применимые нормы законодательства</h3> <p>Согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, перевозчик обязан точно отражать в коносаменте данные о принятом грузе:</p> <blockquote> <p>"1. В коносамент должны быть включены следующие данные: ... 6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем; 7) внешнее состояние груза и его упаковки" (Источник: Кодекс торгового мореплавания РФ, статья 144, пункт 1)</p> <p>"1. В случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, масса или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу... перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных" (Источник: Кодекс торгового мореплавания РФ, статья 145)</p> </blockquote> <p>Также КТМ РФ устанавливает порядок документирования подобных обстоятельств:</p> <blockquote> <p>"Коммерческий акт составляется для удостоверения: несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными; повреждения груза или багажа" (Источник: Кодекс торгового мореплавания РФ, статья 402)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Перевозчик ОБЯЗАН внести в коносамент отметку</strong> о фактически принятом количестве груза (2 тонны вместо заявленных 3 тонн) и о повреждении груза, вызванном негерметичностью контейнера.</p> </li> <li> <p>Отсутствие такой отметки создаст правовые риски для перевозчика, поскольку:</p> <blockquote> <p>"коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте" (Источник: Кодекс торгового мореплавания РФ, статья 145)</p> </blockquote> </li> <li> <p>Имеющиеся подтверждающие документы о состоянии груза являются основанием для обязательного внесения соответствующих оговорок в коносамент.</p> </li> <li> <p>Рекомендуется составить коммерческий акт, фиксирующий несоответствие количества и состояния груза, и на основании этого документа внести все необходимые отметки в коносамент.</p> </li> <li> <p>В случае отказа перевозчика внести соответствующие отметки, грузовладелец вправе требовать возмещения убытков в установленном порядке с учетом сроков исковой давности.</p> </li> </ol> <p>Для более детального анализа конкретной ситуации и подготовки претензионных документов рекомендуется обратиться к адвокату, специализирующемуся на морском праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

16.09.2025 07:47