Законно ли пересчет утильсбора, если я ввез несколько машин из ЕАЭС в РФ в июле-сентябре 2022 года, было заявлено, что для личного пользования, и сбор оплачен в 5200 руб. Сейчас, в мае 2025, две продал, а две другие просто стоят без регистрации и не ездят. Пришло требование от таможенных органов доплатить, но оснований не указали. Это вообще законно? Раньше, когда ввозил и продавал, в законе не было про ограничения продажи в течение года для своих нужд, это только осенью 2023 поменялось. На тот момент все было по правилам.
<h2 id="_1">Правомерность требования таможни о доплате утилизационного сбора за ввезенные автомобили</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>На основании предоставленного контекста из нормативных правовых актов проанализирую вашу ситуацию.</p>
<h4 id="_3">Применимые нормы законодательства</h4>
<p>Из предоставленного контекста следует, что таможенные органы имеют право пересматривать уплату утилизационного сбора в течение 3 лет с момента ввоза транспортных средств:</p>
<blockquote>
<p>"В случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления." (Источник: Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, пункт 15(1))</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Обязанность таможенных органов указать основания</h4>
<p>Критически важным является то, что таможенные органы обязаны указать конкретные основания для требования доплаты:</p>
<blockquote>
<p>"...информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления." (Источник: Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, пункт 15(1))</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Обратная сила закона</h4>
<p>В предоставленном контексте отсутствует информация о нормах, действовавших на момент ввоза транспортных средств (июль-сентябрь 2022 года), а также о конкретных условиях освобождения от уплаты утилизационного сбора для личного пользования.</p>
<p>Также в контексте нет информации о том, какие именно изменения были внесены осенью 2023 года и как они применяются к правоотношениям, возникшим ранее.</p>
<h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Требование таможни не соответствует процедуре</strong> - они обязаны указать конкретные основания для доначисления сбора, что не было сделано.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Срок для пересмотра соблюден</strong> - ввоз был осуществлен в 2022 году, а требование поступило в мае 2025 года, что укладывается в установленный 3-летний срок.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Необходимо запросить обоснование</strong> - требуйте от таможенных органов предоставить:<br />
- Конкретные основания для доначисления утилизационного сбора<br />
- Нормативные акты, на которые они ссылаются<br />
- Расчет суммы доплаты</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обратитесь к адвокату</strong> - учитывая сложность вопроса и возможное применение норм с обратной силой, рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на таможенном праве.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Подготовьте документы</strong> - соберите все документы, связанные с ввозом транспортных средств, уплатой утилизационного сбора, а также документы, подтверждающие ваше владение автомобилями и факт их продажи.</p>
</li>
</ol>
<p>Без получения от таможни конкретных оснований требования и применения соответствующих норм права на момент ввоза невозможно дать окончательную оценку правомерности их требований.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>