Право машиниста железнодорожного транспорта на ДМС после выхода на пенсию в ведомственной поликлинике

Вопрос #21754

Создан 12.11.2025 11:05

Добрый день! У меня муж много лет работал машинистом в одной из железнодорожных компаний, и у него была оформлена добровольная медицинская страховка через ведомственную поликлинику. Сейчас он выходит на пенсию, и мы не уверены, сможет ли он дальше пользоваться этим ДМС. В трудовом договоре что-то говорилось про сохранение льгот, но точных условий нет, и мы боимся, что всё отменят. Подскажите, есть ли у него такое право, и что нужно сделать, чтобы его не потерять?
A
<h2 id="_1">Сохранение права на ДМС при выходе на пенсию работника железнодорожного транспорта</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ваш муж, работая машинистом в железнодорожной компании, имел право на добровольную медицинскую страховку (ДМС) через ведомственную поликлинику. При выходе на пенсию возникает вопрос о сохранении этого права. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую данный вопрос.</p> <h3 id="_3">Применимые нормативные положения</h3> <h4 id="_4">Специальное регулирование для железнодорожного транспорта</h4> <blockquote> <p>"Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами." (Источник: Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Статья 25, пункт 6)</p> <p>"За работниками железнодорожного транспорта общего пользования, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья, сохраняется право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, отраслевым тарифным соглашением, коллективными договорами для работников железнодорожного транспорта и предоставляемые за счет средств работодателей." (Источник: Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Статья 25, пункт 5)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Роль коллективного договора</h4> <blockquote> <p>"В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, Статья 41)</p> <p>"Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, Статья 43)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Трудовой договор и дополнительные гарантии</h4> <blockquote> <p>"В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: ... о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи..." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, Статья 57)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_8">Право на сохранение ДМС</h4> <p>На основании анализа нормативных актов можно сделать следующие выводы:</p> <ol> <li> <p><strong>Право на сохранение ДМС зависит от условий коллективного договора</strong> - именно в этом документе должны быть прописаны условия предоставления социальной поддержки пенсионерам-железнодорожникам.</p> </li> <li> <p><strong>Трудовой договор имеет второстепенное значение</strong> - если в нем есть ссылки на сохранение льгот, но нет конкретики, следует обращаться к коллективному договору.</p> </li> <li> <p><strong>Законодательство предусматривает возможность социальной поддержки</strong> - федеральное законодательство прямо обязывает организации железнодорожного транспорта оказывать социальную поддержку пенсионерам в соответствии с коллективными договорами.</p> </li> </ol> <h4 id="_9">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Запросите коллективный договор</strong> - обратитесь к работодателю с письменным запросом о предоставении действующего коллективного договора для изучения условий о социальной поддержке пенсионеров.</p> </li> <li> <p><strong>Изучите отраслевое тарифное соглашение</strong> - данный документ также может содержать важные положения о льготах для пенсионеров железнодорожной отрасли.</p> </li> <li> <p><strong>Направьте официальный запрос</strong> - если в коллективном договоре есть положения о сохранении медицинских льгот для пенсионеров, направьте работодателю официальное заявление о сохранении права на ДМС.</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь в профсоюз</strong> - профсоюзная организация может оказать содействие в защите прав на социальные гарантии.</p> </li> <li> <p><strong>В случае отказа</strong> - если работодатель откажет в сохранении ДМС без законных оснований, вы вправе обратиться за защитой своих прав в суд, поскольку это может квалифицироваться как индивидуальный трудовой спор.</p> </li> </ol> <blockquote> <p>"Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем..." (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, Статья 381)</p> </blockquote> <p>Для получения более конкретной консультации с учетом особенностей вашей ситуации рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на трудовом праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

12.11.2025 11:14